Напутствие
"Никогда не забывай о своих сильных и слабых сторонах, ограничениях своего тела и относительности качества своей техники."
Мы в социальных сетях

Кобу-до

Кобудо — традиционное окинавское боевое искусство работы с холодным оружием. Наиболее характерными видами используемого оружия являются Бо (шест), Нунчаку, Кама (серп), Тонфа (деревянная дубинка с поперечной рукоятью), Сай (металлический трезубец), Кува (аналог тяпки), Эку (деревянное весло) и Тимбэй (тесак в паре с круглым щитом).

Кобудо является эффективным методом противостояния вооружённому человеку или группе вооружённых/невооружённых противников. Эффективность заключается в умении использовать и быстро манипулировать различными предметами, даже если у мастера кобудо не окажется под рукой одного из стандартных для этого вида боевых искусств предметов, всегда существует альтернатива.

  1. Историческое развитие Кобудо
  2. Кобудо — восемь уровней тренинга с оружием
  3. Оружие Кобудо

Историческое развитие Кобудо

Изучение древних видов оружия, которые использовались в боевых искусствах, а также их техники происходило в течение нескольких столетий и закончились созданием различных школ и систем. Эти системы могут быть разделены на две основные группы по их отношению к практическому применению оружия в реальном бою — бугэй и будо. Система будо была создана на основе бугэй и дзюцу. Окинавцы называют эти системы «кобудо», что означает «древние искусства боя с оружием».

Около 400 лет назад Япония начала устанавливать свой контроль над островом Окинава. Один из японских указов принуждал жителей острова сдать своё оружие. Эта акция была предпринята правителями императорской Японии без оценки реальной обстановки, без политического предвидения и без учёта менталитета жителей острова. Правители Японии при этом полагали, что для получения политического и финансового контроля над жителями острова достаточно только разоружить их. В указе особое внимание уделялось тому, что «всё оружие» должно быть передано властям.

Немногие представители властей понимали тогда, что окинавцы настолько ценили свободу и независимость, что были готовы любым способом обманывать японцев и скрывать оружие, которое было им необходимо для борьбы с захватчиками. Вот почему оружие жителей Окинавы невинно называлось «орудиями крестьянского труда», но тайно жители острова изучали боевое применение этих орудий. Очень скоро те люди, которые добились высокого уровня мастерства в боевом применении «орудий крестьянского труда», стали главной силой в борьбе за политическую свободу. Этих мастеров боялись японские оккупанты. Этих мастеров прославляли жители Окинавы, которые надеялись на их защиту.

Сегодня многое на острове Окинава изменилось в результате индустриальной революции, и большинство этих древних крестьянских орудий труда заменили машины и механические инструменты. Однако история этих видов оружия остаётся частью богатой традиционной культуры окинавцев и окинавских боевых искусств.

Мастера кобудо сегодня, как и их древние предшественники, совершенствуют технику оружия, изучая ката, специально разработанные для того, чтобы совершенствовать технику перемещений, равновесие, грациозность и координацию движений с оружием.

Практика окинавского кобудо формально не является частью каратэ, но с исторической точки зрения всегда была почти неотделимой от него. Как правило, все каратэка, изучающие традиционное окинавское каратэ, практикуют кобудо. Большинство занимающихся им редко имеют опыт обращения с несколькими видами оружия, но некоторые мастера с высоким уровнем мастерства могут использовать большой арсенал различных видов оружия.

Главное различие в изучении каратэ и кобудо заключается в том, что традиционно практика кобудо никогда не систематизировалась таким же образом, как это было в каратэ. Практика кобудо всегда имела тенденцию к делению на отдельные группы, которые можно условно назвать «ассоциациями кобудо». Само существование этих ассоциаций привело к тому, что через какое-то время в них возникло стремление к систематизации методов обучения, техники и ката. Примерами таких ассоциаций кобудо являются:

• Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй (Синпо Матаёси) (Zen Okinawa Kobudo Renmei);

• Рюкю Кобудо Ходзон Синко Каи (Эиггё Акаминэ) (Ryukyu Kobudo Hozon Shinko Kai);

• Мотобурю Кобудзюцу Кёкай (Сэйкити Уэхара) (Motobu-iyu Kobujitsu Kyokai);

• Рюкю Кобудо Ходзон Синко Кай (Мотокацу Инкуэ)(Ryukyu Kobudo Hozon Shinko Kai).

Кроме того, за последние двадцать лет возникло несколько организаций, объединяющих каратэ и кобудо, которые активно содействовали систематизации обучения кобудо. К таким объединённым организациям относятся следующие:

• Окинава Кэнпо Карата-Кобудо Рэнмэй (Сэйкити Одо) (Okinawa Kenpo Karate-Kobudo Renmei);

• Рюэйрю Каратэдо Кобудо Ходзон Кай (Кэнко Накаима) (Ryuei-ryu Karatedo Kobudo Hozon Kai);

• Дзэн Окинава Каратэ Кобудо Рэнго Кай (Сэйгоку Хита) (Zen Okinawa Karate Kobudo Rengo Kai);

• Кокусай Каратэ Кобудо Рэнмэй (Тёбоку Такаминэ) (Kokusai Karate Kobudo Renmei);

• Итосу Кай Нихон Каратэдо Канто — Ханбунтё Ходзон Синко Кай (Рюсо Сакагами) (Itosu Kai, Nihon Karatedo Kanto — Hanbuncho Hozon Shinko Kai);

• Международное Распространение Каратэ и Кобудо (Цуэнэёсё Огура) (International Karate and Kobudo Propagation);

• Всеяпонская Федерация Будо (Масафуми Судзуки) (All Japan Budo Federation).

Кроме этих организаций действуют ещё несколько десятков менее известных организаций, распространяющих и сохраняющих окинавское кобудо.

 


Оружие Кобудо

Разные авторы по разным принципам выделяют разные группы оружия. А всё потому, что наименований просто немеряно. Этого добра на Окинаве хватает, хотя большинство людей в России, интересующихся воинскими искусствами, считает, будто всё, что применялось воинами (почему-то крестьянами) этого небольшого острова – это шест, нунтяку, кама, сай, тинбэ, тонфа и сурутин. Немало этому поспособствовали различные издания, и особенно, книга Долина и Попова «Кэмпо: традиции воинских искусств». На самом деле видов оружия несметное множество. Начнём их перечислять.

Почти во всех стилях кобудо (кроме старинного Ямани-рю) применяется набор:

• Бо (кун, кон), то есть шест. Он может быть высотой в шесть сяку (ок. 30 см) – року-сяку-бо, пять сяку – го-сяку-бо, четырёх – ён-сяку-бо, восьми – хас-сяку-бо и девяти – кю-сяку-бо. Первый вид из выше названных является наиболее популярным;

• Cай. Это трезубцы, применявшиеся попарно пэйтинами старой Окинавы. Особенностью является то, что клинок скруглён, то есть зарубить человека таким орудием можно было с большим трудом;

• Кама (нитё-гама, нитё кама, мамори кама, ирана) – парные серпы с длинными прямыми рукоятками и слегка изогнутыми лезвиями. Кроме выше перечисленных видов оружия существуют их разновидности:

разновидностью шеста часто считают эку (эйку, иэку, кай, уэку), весло;

разновидности сай: существуют три (известных мне) разновидности сай: обычные (о которых мы говорили выше); мандзи-но-сай (сай, по форме отдалённо напоминающие свастику) – один из боковых отростков направлен назад, к рукояти, которая не заканчивается набалдашником, как в предыдущем случае, а продолжается клинком; и нунти (нунтэй) – острога или багор длянной 217 см (сити-сяку), то есть шест, к которому с одной стороны приделано мандзи-но-сай;

разновидностью кама считается року-сяку-кама – 180-сантиметровый шест, к вершине которого приделано лезвие серпа (по-нашему – коса).

Существуют также такие длинномерные виды оружия как:

• Нагината – алебарда японского типа;

• Бисенто – секира китайского типа;

• Яри (хоко) – копьё;

• Пуку – охотничье копьё;

• Тудзя – рыбацкая острога, напоминающая трезубец Нептуна;

• Кува (кувэ, куэ) – мотыга;

• сюда же обычно относят и нунти (см. выше).

Ещё одна группа – мечи. Да, не удивляйтесь. Многие семьи хранили их несмотря на запрет, а высоким сановникам вообще было дозволено сохранить их (как пишет Марк Бишоп):

• Катана – меч с односторонней заточкой японского типа;

• Рёба-катана – меч китайского типа с двусторонней заточкой (подобен китайскому цзянь);

• Яманадзи (ямакатана, когатана, танто) – широкий меч с односторонней заточкой (подобен китайскому дао).

Из составного оружия стоит отметить:

• Нунтяку (нунтику, нунтяку-кун, рэнтяку, сосэцу-кун, нутику) – то, что считалось «цепом для обмолота риса». Многие считают, что прототипом нунтяку стала также старинная уздечка, которую изготавливали из двух изогнутых кусков дерева;

• Дадзио – два небольших (по 15 см) отрезка палки, соединённые длинной верёвкой;

• Cанбон-нунтяку (сан-сэцу-кун, сантяку-кун) – тройной цеп. Длина каждого звена составляет приблизительно 65 см (если нунтяку было создано из цепа, то из чего было создано санбон-нунтяку? Рис молотить им не очень удобно J);

• Ути-бо (рэнкуван) – три отрезка палки неравной длины; сурутин (сурудзин) – цепь с грузилами на конце. Бывает разной длины: длинные сурутин (ок. 180 см) – нагай, и короткие (60-70 см) – мидзикай;

• Гэкигуан – самый натуральный кистень. К концу довольно длинной палки прикреплён какой-либо «утяжелитель» на цепи или верёвке. Из парного оружия ещё можно отметить:

• Тунфа (тонфа, туйфа, тонкува, тойфуа, таофуа, туйха, тункуа) – два бруска, к которым поперёк приделаны две рукояти. Большинство авторов предполагает, что придуманы они были или из рукоятей мельничных жерновов, либо из двух приспособлений, служивших хомутом для быков;

• Тэкко – самые натуральные кастеты, сделанные или из металла, или из дерева (бывает и такое). Вот только почему-то многие кобудоисты считают, будто прообразом тэкко были … подковы, которые можно было легко спрятать за пазухой, а потом применить в драке;

• Титтю (тэттю, тэтю) – короткий заострённый с обоих концов штырь (20-30 см). Обычно посредине приделано кольцо или поперечный штырь дабы можно было наносить и прямые удары.

Из других, реже применяемых видов оружия можно назвать:

• Тинбэ – щит, изготовленный либо из веток, либо из металла, либо из панцыря черепахи, используемый вместе с ручным копьём (дротиком);

• Юми (лук). Луки бывают тоже разные: юми-я (оюми) – большой лук, коюми – малый лук, иси-юми – арбалет;

• Танкон – короткая палка (ок. 60 см) для работы одной рукой;

• Такэ-но-бо – бамбуковая палка;

• Гусан (гусан-дзё) – тяжёлая толстая гранёная дубина длиной обычно в 102 см;

• Танбо (нитан-бо, нидзё-тан-бо) – парные палки;

• Хинавадзю – пищаль, мушкет, некогда тоже применявшийся;

• Каса – зонт;

• Оги – веер;

• Кандзаси – заколки, которые носили как женщины, так и мужчины.

Вроде бы основные виды я перечислил. Есть кое-какие другие, но только первые полтора десятка используются боле-менее активно в наши дни в окинавских стилях кобудо.


Кобудо — восемь уровней тренинга с оружием

В кобудо, как и в любом другом боевом искусстве существуют восемь составляющих. Это последовательно сменяющие друг друга ступени совершенствования, поэтому их можно назвать уровнями. В каждом из стилей единоборств существует своя техника, но все они используют единые методы и базовую концепцию.

Все эти уровни важны именно в своей последовательности, любое «перепрыгивание» через ступень, форсирование событий может оказаться причиной травмы и затормозить развитие мастерства.

1. Кихон

«Кихон» означает «основы», «базовая техника», «база». И что же он представляет собой? Это основание, на нём строится вся техника кобудо. В себя кихон включает различные варианты поклонов, положение «ки-о-цукэ» («внимание») сидя и стоя, упражнения разминки, специальные методы по укреплению организма, упражнения на координацию, растяжку, способы удержания оружия и складывания «ги» (тренировочной одежды) и т.п. Если пропустить этот уровень или даже просто плохо проработать «базу», то ничего хорошего в дальнейшем не получится, вся техника останется некачественной, Ваше умение напрямую зависит от степени усвоения основ. Тот, например, кто «коряво» кланяется, тот показывает своё недостаточное внимание и несоответствующее отношение к предмету, а следовательно и плохое умение сражаться.

2. Ходзё-ундо

«Ходзё-ундо» означает «вспомогательные упражнения». Это простейшие движения из ката, основные действия с оружием и своим телом, которые включают в себя: стойки (по-японски тати-ката), удары (кихон-ути) и блоки (кихон-укэ). Ходзё-ундо – вторая ступень мастерства, не менее важная, чем первая.

3. Ходзё-ундо-бункай

«Бункай» переводится в данном случае как «анализ движений», то есть выполнение приёмов в паре с партнёром. Таким образом, занимающийся может усвоить принципы, по которым работают техники в реальной ситуации и учится вовремя реагировать на атаку, своевременно отвечать и чувствовать дистанцию (маай).

4. Ката

В переводе означает «форма». Это связки защит и контратак в передвижении, скомпанованные в строгой последовательности. Это позволяет твёрдо усвоить несколько отдельных наиболее важных выходов из той или иной ситуации.

5. Ката-бункай

Несколько более сложная вещь, чем ходзё-ундо-бункай, так как содержит более сложные и разнообразные комбинации. Ката-бункай может выполняться и против нескольких противников, поэтому занимающийся развивает не только чувство своевременности и дистанции, но и широту охвата пространства и тактику преодоления нападения нескольких.

6. Якусоку-кумитэ

«Якусоку» означает «оговорённый», а «кумитэ» — спарринг. Это подготовительный бой, в котором занимающиеся знают, кто атакует, а кто защищается, какой удар наносит нападающий. Защищающийся имеет право выбора контратаки. Якусоку-кумитэ может быть и иппон-кумитэ (то есть на один шаг, одну атаку), нихон (два шага), самбон (три) или более. Укэтэ (защищающийся) использует весь свой арсенал, полученный при изучении ходзё-ундо, кихон и ката.

7. Дзию-кумитэ

«Дзию» переводится как «свободный», но это не означает, что в данном случае партнёры вольны делать всё, что хотят. Нет, это далеко не так, так как существует ещё множество ограничений. Это только один шаг вперёд по сравнению с якусоку-кумитэ. Защищающийся не знает, каким приёмом будет атаковать сэмэтэ («нападающий»). Это – главное условие. Данный вид редко практикуют из-за высокого риска пораниться.

8. Дзиссэн

А это уже – реальный бой, каким бы он ни был: уличный или на поле боя. Это высшая стадия проявления мастерства в кобудо. Это своеобразный экзамен для каждого занимающегося, тренировавшегося, фактически, в «тепличных» условиях спортивного зала. Конечно, никогда нельзя знать заранее, придётся ли когда-либо использовать свои навыки на деле, но всё же… Мы должны заниматься серьёзно, ведь когда-нибудь Вам придётся отстаивать свои жизнь и честь, а также жизни своих близких.

Чем выше уровень тренировок, тем выше риск травмироваться. Ограничения, существующие на каждом этапе, для того и существуют, чтобы предотвратить эту опасность. Разница между седьмым и восьмым уровнями очень велика. Последний уровень – ситуация реального боя, а человек может не быть к ней готов… Международная Ассоциация Кобудо пытается преодолеть проблемы, связанные с этим, производя специальное безопасное оружие, без защитных приспособлений. Вам нужен будет только лёгкий шлем. Лёгкими, но прочными делаются бо, нунтяку, тонфа, сансэцу-кун, сурутин, тимбэ и т.д.

Календарь событий
Записаться
Дата рождения
Отправить