Главная > Чему мы учим > История, традиция и культура
Напутствие
"Никогда не забывай о своих сильных и слабых сторонах, ограничениях своего тела и относительности качества своей техники."
Мы в социальных сетях

История, традиция и культура

История развития восточных боевых искусств и возникновения каратэ.

Приемы борьбы, похожие на те, что практикует современное каратэ, были известны еще в древней Греции и в древнем Египте. Однако специалисты считают, что началом формирования каратэ является древняя индийская борьба ВАДЖРАМУШТИ. В основу этой борьбы легли движения диких зверей во время их нападения на врага. Известно, что индийские вельможи выпускали диких зверей на своих рабов и во время боя наблюдали за их действиями. Как рассказывают легенды, были уничтожены десятки тысяч рабов, и практика нападения хищников легла в основу новой секретной борьбы, заниматься которой мог лишь ограниченный круг вельмож.

Позже индийские миссионеры завезли борьбу в Китай вместе с новой религией — направлением буддизма, что позже получило название в Индии ДХЪЯНА, в Китае — ЧАНЬ-БУДДИЗМ, в Японии — ДЗЕН-БУДДИЗМ. Именно это новое учение в дальнейшем становится философской основой Карате-до.

  1. >История каратэ
  2. Буси — до
  3. Стиль Шотокан и Гичин Фунакоши
  4. Другие стили Каратэ
  5. 15 основных законов каратэ в изложении Гичина Фунакоши
  6. 20 принципов каратэ

История каратэ

Считается, что в шестом столетии нашей эры около 525 года, 28-й буддийский патриарх из Южной Индии на имя БОДХИДХАРМА, известный в Китае как Dhamo (ДА МО), в Японии как ДАРУМА или ДАРУМА ТАЙСИ появляется в Китае в провинции Вей. Он, как и другие патриархи, принес в Китай новое учение буддизма, что позже получило название в Индии ДХЪЯНА, в Китае — ЧАНЬ-БУДДИЗМ, в Японии — ДЗЕН-БУДДИЗМ. Своим ученикам и последователям Бодхидхарма преподавал физические методы для того, чтобы укрепить их силу, выносливость и умственную дисциплину, которая играла огромную роль в Дзен Буддизме. В результате беседы с великим проповедником, правитель Китая остался недовольным непризнанием собственных усилий на благо новой веры. После многолетних странствий, Бодхидхарма вынужден был удалиться, он остановился в построенный ещё в 490 году монастырь «Шаолиньсы» (храм малого леса), где стал проповедовать своё учение. Кроме того, Бодхидхарма обучал монахов индийскому кулачному бою «Ваджаромушти». Это послужило основой для стиля, породившего впоследствии огромное количество школ и других стилей под общим названием «Шаолинь Цюань». Именно Шаолинь в 15 веке и стал колыбелью для пяти основных звериных стилей: Тигр, Леопард, Журавль, Змея и Дракон. Вместе они представляли собой одну последовательность из 170 приёмов. Эти методики развивались и стали сегодня известными как Боевое Искусство Шао Линь. Именно это боевое учение и стало в дальнейшем родоначальником современного УШУ и Карате. Но вначале были сформированы пять основных подражательных школ, а именно: Школа Тигра; Школа Леопарда; Школа Журавля; Школа Змеи; Школа Дракона.

Весь арсенал приемов изучался в виде комплексов движений, состоящих из уходов, блоков и ударов, предназначенных для развития необходимых специфических качеств:

— Тигр — укрепление костей, резкость, мощь;

— Леопард — гибкость, скорость, прыгучесть;

— Журавль – интеллект, духовная концентрация, менталитет;

— Змея – правильное дыхание, внутренняя энергия, плавность и внезапность;

— Дракон — целеустремленность, фокусировка и концентрация силы;

Некоторые характерные особенности этих стилей.

Стиль “тигра” – (считается, что в основе стиля каратэ «Шотокан», легли принципы стиля тигра”, об этом свидетельствует )  наиболее жесткий и бескомпромиссный из всех. В нем использовались низкие и длинные стойки, стремительные прямолинейные передвижения и атаки, мощные, жесткие удары и блоки. Яростно-агрессивный характер выполнения приемов. В целом “тигр” требовал хорошей физической подготовки.

Стиль “леопарда” был воплощением стремительности, подвижности и прыгучести. Отличается коварством и непредсказуемым поведением. Этот стиль характеризует резкая смена уровней атаки, кувырки, удары в прыжке.

Стиль “журавля” отличался устойчивостью, гибкостью, выносливостью и спокойствием. Рассекающие удары руками, напоминающие движение “крыльев журавля” и работа ногами по разным уровням – основное предпочтение в технике.

С тиль “змеи” основан на плавных перетекающих движениях, в которых видно сходство с змеей. Очень низкие стойки. Генерируется жизненная энергия «Ки». Внез апные и молниеносные атаки, напоминающие смертельные укусы змеи и требующие особой гибкости запястий и повышенной координации техники рук. Одним из основных оружий, является раскрытая ладонь.

Стиль “дракона” (еще иногда называют стилем “собаки”) – основан на абсолютной гармонии и координации “пяти органов” (сердца и четырех конечностей), а также на не прерывном движении жизненной энергии «Ки» и раскрепощения духа и тела. Существует два основных типа техники: так называемый “верхний дракон” (атаки с воздуха, в прыжках) и “нижний дракон” (обороняющийся на земле).

Были и другие, менее известные школы, а именно школа Мыши, Орла, Обезьяны, Лошади, Кошки, Богомола. Подражательные стили – стиль «Пьяницы» и многие другие. Однако, со временем, они реформировались и лишь небольшое число последователей сохранились, как самостоятельные.

Период закрытого развития боевых искусств Шаолиня насчитывает почти десять столетий. В Х-м столетии монастырь впервые был сожжен во время крестьянских и гражданских войн. Тогда почти все монахи погибли, а несколько, оставшихся в живых ушли на юг, где в провинции Фукиен создали новый -Южный Шаолинь Таким образом боевое искусство, которое в Китае имело название ШАОЛИНЬ-СЫ ЦЮАНЬ-ФА вышло за пределы Китайской империи. Слившись с параллельно существующими даосскими боевыми системами, породили еще две большие ветки боевых искусств — ЕМЕЙ-ЦЮАНЬ и УДАН-ПАЙ.

Со временем, некоторые китайские мастера, вместе с китайскими беженцами и эмигрантами переехали в другие страны и на острова. Благодаря обмену опытом и трансформации с разными местными видами борьбы, стали возникать новые школы Вьетнамских, Корейских, Индийских, Таиландских и многих других национальных видов единоборств. Они стали называться по-разному: Ната, Тхеквондо, Во-Ви-Нам(Вьетводао), УШУ, Муи-Тай(Таиландский бокс) и т.д.

Борьбу, которую позже назовут КАРАТЭ, китайские мастера принесли на Окинаву, остров архипелага Рюкю Нансей, где местные жители практиковали свою национальную борьбу ОКИНАВА ТЭ ( Рука Окинавы). Синтез Окинава-Тэ и китайских школ и является усовершенствованным современным КАРАТЕ-ДО.

Слово КАРАТЭ состоит из двух иероглифов - „КАРА,, — пустой,, и „ТЭ„ — „рука,, , что может иметь перевод как «Пустая рука» (имеется ввиду рука без оружия). Существует и другой перевод иероглифа КАРА — как „китайский». В такой трактовке перевод будет звучать как „Китайская рука» (первоначально 拳法 Кэмпо, трансформированное в Кара Тэ) И тот и другой перевод считается правильным. Однако, учитывая националистические особенности Японии, японцам более нравился перевод — „Пустая рука,,.

Впервые слово „каратэ» было применено в названии школы ТОДЕ мастера Сакугавы. Школа получила название КАРАТЭ-НО-САКУГАВА. А его ученик и последователь Сокон Мацумура в начале 30-х годов XIX столетия создал школу СЁРИНДЗИ-РЮ ГОКОКУ-АН КАРАТЭ, что переводится как, каратэ стиля Шаолинь для защиты отчизны. Эта школа и стала основным стволом древа окинавских стилей и школ что появились несколько позже.

Из Китая военное искусство было импортировано на Архипелаг Рюкю недалеко от берега Японии (теперь известный как Окинава) и объединено в традиционные искусства борьбы острова Окинава, или Окинава-Тэ. Позже в 15-ом столетии правители древней Окинавы запретили использование оружия, эти события, как считают, вызвали необходимость развития и совершенствования методов самозащиты  «пустыми-руками» и были созданы два главных стиля, Shuri-te (Shorin) Шури-Тэ(Шорин) и Naha-te (Shorei) Наха-Тэ(Шорей). Предполагают, что Gichin Funakoshi соединил Shorin и Shorei, чтобы сформировать свой стиль каратэ, который стал известным как Shotokan Шотокан.

Достаточно часто приходится слышать вопрос — в чем разница между каратэ и каратэ-до? И хотя ответ на него не сложен, случается, что даже люди, которые долгое время занимаются каратэ, не могут доступно и понятно ответить. А разница заключается в следующем: — Иероглиф  «ДО» переводится как «жизненный путь» в философском понимании этого слова, и значит, занимаясь КАРАТЭ, следует изучать древнее искусство в комплексе. А именно: этику, психологию, дыхание, медитацию, питание, гигиену, философию, историю, традиции востока и т.д. А понятие Каратэ включает в себя лишь набор боевых приемов руками и ногами, оторванных от традиций и культуры.

Возможно именно поэтому, прежде чем приступить к изучению борьбы, следует достаточно внимательно обратить внимание на того человека, который будет Вашим Учителем. Поскольку вы будете тренировать не только свое тело, но и свою психику и, наверное, в первую очередь, свою ДУШУ.

Стиль Шотокан и Гичин Фунакоши

Наиболее распространенной остаётся базовая школа Японского и Окинавского каратэ Стиль ШОТОКАН.

Шотокан — самый массовый стиль карате-до не только в Японии, но и во всем мире. Основан Окинавским мастером Gichin Funakoshi Гичином Фунакоши. Шотокан в дословном переводе с японского означает „Дом Шото, и под таким названием существует с 1936 года. Слово „Шото„ является литературным псевдонимом Фунакоши. Существуют и несколько других переводов.

Фанакоши был сыном самурая в 1870 (3-ий год правления Мейджи(Meiji), в Городе Наха, Префектуре Окинавы). Поскольку он был физически очень слаб, чтобы укрепить тело, его послали осваивать каратэ (тогда типичное искусство самозащиты стиль Рюкюан(Ryukyuan).

В 1913 (2-ой год правления Ташихо(Taisho) он стал Главой Окинавского Shobu Kai.

История Шотокан начинается с 1917 года, когда Фунакоши приехал в Японию в город Киото где впервые продемонстрировал технику каратэ по случаю посещения Японии наследным принцем г.Наха. Фунакоши был официально приглашен в Японию, где боевые искусства были очень популярны. В 1922 в возрасте 55 лет (одиннадцатый год правления Ташихо (Taisho) он путешествовал по Японскому материку, чтобы познакомить японцев с каратэ. В этом же году, в Токио состоялось крупнейшее спортивное шоу, организатором которого был Дзигоро Кано — основатель современного дзюдо. Кано(Jigoro Kano) снова попросил Фунакоши с инструкторами выступить в Зале дзюдо Кодокан(Kodokan). Фунакоши собирался после выступления вернуться на Окинаву, но его уговорили остаться в Японии, чтобы преподавать каратэ. Фанакоши направился к Коишикава(Koishikawa), в Токио, где он учредил свою школу самообороны Мейсей-Джуку(Meisei-Juku). Опираясь на опыт Кано, основное значение Фунакоши придавал правильной внутренней установке — развитию духа в аспекте  До. Воодушевленные его успехом, другие мастера каратэ тоже приехали в Японию с Окинавы, чтобы распространять свое искусство. С 1924 (13-ый год правления Taisho) он преподавал в различных университетах, включая Keio, Токио, Takushoku, Hitotsubashi, Waseda, Hosei, Chuo, Senshu и Японском Медицинском Колледже.

Хотя для Фунакоши существовал только один вид каратэ, различные мастера внедряли свои стили под разными именами, чтобы сделать популярным собственное понимание каратэ.

Это, как известно, является начальной точкой, когда было введено обучение каратэ в Японии. Его приезд и выступление был финансированы Министерством образования Японии и после выступления Фунакоши в учебных заведениях Окинавы была введена новая учебная дисциплина -„карате». Мастер Фанакоши преподавал в маленьком обеденном зале в Meisojuku. После нескольких лет, Фанакоши начал преподавать в Университетах и других учреждениях, в которых были открыты многочисленные клубы. В это время были представлены концепции типа «Budo «Японское Боевое искусство’. Благодаря успехам клубов в 1939 Мастером Гичином Фанакоши была открыта новая центральная школа Каратэ, известного под литературным псевдонимом как «Shoto» и названа – «Shotokan» «Шотокан»(«Сетокан» – Зал Shoto).

В 1929 Фунакоши измененил название Karate-jutsu на Каратэ-До — первоначальное значения иероглифа «Кара» (Руки Китая — обозначающего Китайское происхождение единоборства), Г.Фунакоши заменил на иероглиф  «Кара», означающий «Дзеновскую пустоту».

Ката переименованного Картэ Шотокан того времени отличается от современного. Большое количество выполняемых бросков, были в конечном счете удалены из стиля.

В развитии и совершенствовании Каратэ Фунакоши активно помогали его сыновья. Шотокан продолжал развиваться и в середине 1930ыхГичин Фанакоши, передал управление его Школы своему сыну Yoshitaka Йошитаке (фото справа). Йошитака сделал большое количество изменений от первоначального Шотокан, который привел к современному стилю Шотокан.

Во Второй Мировой войне, Иошитака был убит, и зал школы каратэ Shotokan был разрушен.

В 1948 году ученики Фунакоши создали официальную организацию — ЯПОНСКУЮ АССОЦИАЦИЮ КАРАТЭ. Мастера Фунакоши выбрали главным наставником с Рангом 範士 Ханси. В этом же году Нихон Карате Кёкай (JKA)  присваивает ему звание самого высокого мастера 10 дан.

Фунакоши всегда подчеркивал, что работа над духом, характером и внутренними установками составляет главную цель в каратэ и, прежде всего, в каратэ-до. «Каратэ-до» — это правильное понимание и правильное применение каратэ. В каратэ существует понятие о трех ступенях обучения, возникшее в боевом искусстве владения мечом и в высшей степени справедливое для ката:

   obey — break — leave. «сначала научиться, а затем отсоедините и, наконец, преодолеть».

  Сю (Шу) «защитить», «подчиняться» — традиционная мудрость — обучение основным, методам, озн ачает, что надо заучивать все точно так, как показывает учитель. Это требует многих лет тренировок, иначе не будет базы для перехода на следующую ступень.

  Ха (Га) «отрываться», «отступление» — разрыв с традицией — отрыв от иллюзии собственного означает возможность разбить цепи традиции, искать собственные пути развития. Многие пробуют делать это слишком рано, поскольку переоценивают свои возможности.

  Ри «отпуск», «отдельный» -, все действия являются естественными, не цепляясь за формы, достигается превосходство духовного над физическим; — означает подняться над всем, что изучалось раньше, найти более высокие и более общие принципы.

Это означает, что конечная цель, применительно к ката, лежит в свободном от стандартизированных движений исполнений ката. Правда так далеко почти никто не заходит и большинство учеников останавливается на первой ступени обучения, не заканчивая ее.

Отношение к занятиям Шотокан каратэ отчетливо выражено в следующей установке: «Высший смысл искусства каратэ — не победа или поражение, а духовное развитие занимающегося».

Гичину Фунакоши принадлежит еще одно высказывание, которое стало основой каратэ — КАРАТЭ НИ СЕН ТЭ НА СИ — Каратэ и Агрессия — Не Совместимы!

Это высказывание Фунакоши в первую очередь прослеживается в Ката, где первые технические движения всегда начинаются с обороны.

Не менее известным есть и второй принцип: КАРАТЭ ВА СЕН ТЭ НАРИ — В Каратэ не нападают первым — В Каратэ Бьют Первым!

Кроме перечисленного, еще важные события в жизни мастера:

В 1922 написал книгу » Рюкью Кобу-До Каратэ. «

В 1936 создал, учебник по Каратэ-До, а в октябре этого же года, эта работа удостоена ознакомлением Императора.

В 1943 пишет, предисловие к Каратэ-До.

В 1954 официально одобряются национальные чемпионаты по  Боевым  Искусствам Японии. Благодаря которым начало развиваться мировое Каратэ

В Март 1955 заботится о укреплении  и развитии Японской Ассоциации Каратэ выступая в  зале с демонстрацией Каратэ в возрасте 86 лет.

апрель 1957 Скончался в возрасте 88 лет.

До последних дней своей жизни Гичин Фунакоши работал над совершенствованием борьбы Каратэ.

Другие стили каратэ

На данный момент существует свыше 100 разных школ стилей каратэ. Отличия между стилями лежат в выполнении техники, специфическом понимании подходов к базовым положениям, к философским вопросам, к методической базе, к правилам соревнований…

На сегодня наиболее известными являются следующие в алфавитном порядке стили:

- Американское Годзю-рю                              (Питер Урбан)

- Американское Кэнпо-Карате                      (Эдмунд Паркер)

- Ашихара-рю                                                  (Хюдэюки Асихара 1980г.)

- Бутокукан-рю                                                (Рэичи Кэичи)

- Богу-Будо-рю                                                (Питер Ален и Александр Крисько 2004 г)

- Вадо-рю                                                         (Хиронори Оцука 1939 г.)

- ВАММКО Всемирная Всестилевая Конфедерация Боевых Искусств

и Спортивных Организаций                     (Фреждом Дарьяргард)

- Госоку-рю                                                      (Такаюки Кубота 1960-е г.)

- Годзю-рю                                                       (Тодзюн Мияги           1926 г.)

- Годзюкай-рю                                                 (Гогэн Ямагути          1950 г.)

- Дайдо-дзюку                                                  (Такаси Адзума)

- Джо Льюис-Карате                                       (Льюис Джо)

- Дзёсинмон-рю                                               (Хосю Икэда   1968-70гг)

- Дзёсинмон-рю                                               (Эйдзо Симабуку)

- Дзэндо-рю                                                      (Ки Дзэн)

- ДзюКэндо                                                      (Кинрю)

- Досинкан-рю                                                 (Исао Итикава)

- Ёсэйкан-рю                                                    (Минору Мотидзуки -           1931 г.)

- Ёсэйкан-рю                                                    (Джанкарло Луккези- Борелли)

- Ёсюкай-рю                                                     (Мамору Ямамото)

- Исиминэ-рю                                                  (Синбу Канэсима)

- Иссин-рю                                                       (Тацуо Симабуку        1954 г.)

- Итосу-Кай-рю                                               (Рюсё Сакагами    ок. 1953 г.)

- Кадзюкэнбо-Кэнпо                                       (Адриано Эмперадо)

- Кара-Хо-Кэнпо                                             (Сэм Куоха)

- Кёкушин-рю                                                  (Масутацу Ояма         1954 г.)

- Китайское Годзю-рю                                    (Рон Ван Клиф)

- Кобаяши-Шорин-рю                                     (Сёсин(Тосин) Чибана   ок 1910 г)

- Кодзё-рю                                                        (семья Кодзё)

- Коэй-Кан-рю                                                 (Эйдзо Онисива        1952 г)

- Косё-Сёрэй-рю-Кэнпо-Карате                     (Масаёси Митосэ)

- Косики-Карате                                              (Масаюки Хисатака   1940 г)

- Кохэйкан-рю                                                 (Эйдзо Ониси)

- Кохэйкан-рю                                                 (Эйдзо Ониси             1952 г.)

- Кусин-рю                                                       (Кэнсэй Киндзо и Сансукэ Уэсима)

- Кэнкокан-Сёрин-дзи-рю                              (Кори Хисатака)

- Кэнпокан-рю                                                 (Синсукэ Мацуяма)

- Кэнпо-Карате                                                (Уильям Чжоу Сун Квай-)

- Кюдокан-Сёрин-рю                                      (Ючоку Хига)

- Мацубаяси-Шорин-рю                                 (Сёсин Нагаминэ       1947 г.)

- Мацумура-Сёрин-рю                                    (Сокон Мацумура)

- Мацумура-карате-рю                                    (Хохан Сокэн)

- Мотобу-рю                                                     (Сэйкичи Уэхара)

- Мотобу-рю-Кэнпо-Карате                           (Чоки Мотобу)

- Мусиндо-рю                                                  (Рюсё Отомо)

- Нанбу-до                                                        (Ёсинао Нанбу)

- Окинава Годзю-рю                                       (Чодзюн Мияги)

- Окинава-Кэнпо-Карате                                (Сигэру Накамура)

- Осака-Кэнпо-Карате                                     (Ганрю Аоки)

- Ото-рю                                                           (Хирояси Тамаэ)

- Ояма-рю                                                         (Сигэру Ояма)

- Рэнбукан-рю (Рэнбукай)                              (Норио Накамура       1950-1964г)

- Рюкю-Кэнпо-Карате                                     (Сэйю Оята)

- Рюкю-Сёрин-рю                                           (Сэйдзин Инаминэ)

- Рюэй-рю                                                         (Кэнко Накаима)

- Санкюкай-рю, или Нанбу-кэйсэй-рю        (Ёсинао Нанбу            1969 г)

- Сано-рю, или Ёсэйкан-рю                           (Тэруо Сано)

- Сато-дзюку                                                    (Кацуаки Сато)

- Собаяши-Шорин-рю                                     (Чотоку Кян    ок. 1928 г)

- Сэйкидодзё-рю                                              (Фудзивара)

- Сёрин-дзи-рю, или Кян-рю                         (Дзоэн Накадзато)

- Сёриндзи-Кемпо-рю (Шориеджи Кэмпо)  (Со Досин        1949 г)

- Сёриндзи-рю- Гококу-Ан(Шоринджи-Рю)                   (Сокон •Мацумура         ок. 1830 г.)

- Сёриндзи-рю-Кэнкокан (Шоринджи-Рю)  (Хисатака Кори Масаёси      1949 г)

- Сёриндзи-рю                                                 (Ричард Ким)

- Сёринкан-рю                                                 (Сюгоро Накадзато)

- Сёрин-рю:                                                      (Ясуцунэ Азато, Ясуцунэ Итосу      конец XIX в.)

- Сёрэй-рю:                                                      (Теки Мотобу, Тётоку Киян, Ясуцунэ Итсу и др   конец XIX в.)

- Сётокай-рю                                                    (Сигэру Эгами)

- Сётокан-рю (Шотокан)                                (Гичин Фунакоши      1936 г.)

- Сидокан-рю                                                   (Ёсидзи Соэно)

- Синдо-Сидзэн-рю                                         (Ясухиро Кониси)

- Сито-рю                                                         (Кэнва Мабуни           1930 г.)

- Сито-рю                                                         (Синпан Сирома)

- Сито-рю-Кэнпо-Карате                                (Канэй Уэчи)

- Сэйдо-дзюку                                                  (Тадаси Накамура)

- Сэйдокан-рю                                                 (Сиан Тома)

- Сэйдокан-рю                                                 (Кадзуёси Исии)

- Сюдокан-рю                                                  (Тоси Ханауэ)

- Сюкокай-рю, или Тани-Ха-Сито-рю          (Ходзиро Тани            1950 г.)

- Тайсиндо-рю                                                 (шри Кантарао)

- Тодзан-рю                                                      (Кэнсэй Канасиро)

- Тодзан-рю                                                      (Синсукэ Канэсима)

- Традиционное каратэ                                   (Хидетака Нишияма  1960 г)

- Тун-рю                                                           (Юхацу Киода)

- Уэчи-рю                                                         (Канбун Уэчи  ок. 1910 г)

- Фудокан-рю                                                   (Хидетака Нишияма и Илья Йорге)

- Хакучо-рю, или Сукунай-Хаяси-рю           (Сокэн Хохан)

- Хачи-о-кай-рю                                              (Такемасу ОКУЯМА)

- Чак Норрис Карате                                       (Чак Норрис)

- Чито-рю                                                         (Цуёси Читосэ 1946 г)

- Чубу-Сёрин-рю, или Сэйбукан-рю             (Дзэнрё Симабукуро)

- Шудокан-рю                                                  (Канкэн Тояма            1931 г.)

15 основных законов каратэ в изложении Гичина Фунакоши.

КАРАТЭ начинается с ПОКЛОНА и каратэ заканчивается ПОКЛОНОМ.

В КАРАТЭ ПЕРВЫМ НЕ НАПАДАЮТ,

КАРАТЭ помогает ОТСТАИВАТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

В   первую очередь НАУЧИСЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ,  а уже ПОТОМ, контролировать ВСЕ, ЧТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ.

СНАЧАЛА ДУХ — ПОТОМ ТЕХНИКА.

ВСЕГДА БУДЬ ГОТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ СВОЕГО УМА.

ПРОБЛЕМЫ возникают ОТ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ.

HE ДУМАЙ, ЧТО КАРАТЭ МОЖНО ИЗУЧИТЬ ЛИШЬ В ОДНИХ СТЕНАХ СПОРТЗАЛА.

ИЗУЧЕНИЕ КАРАТЭ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, как минимум, — ВСЮ ЖИЗНЬ.

КАЖДЫЙ ДЕНЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ — ОТДАЙ ИЗУЧЕНИЮ КАРАТЭ  — И тогда ТЕБЕ ОТКРОЕТСЯ ИСТИНА.

КАРАТЭ ПОХОЖЕ НА ПОДОГРЕВАНИЕ ВОДЫ. если НЕТ ПОДОГРЕВА — ВОДА СТЫНЕТ.

НЕ ДУМАЙ о том, ЧТО ТЫ ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ, ПРАВИЛЬНЕЕ ДУМАТЬ о том, ЧТОБЫ НЕ ПРОИГРАТЬ.

ПОБЕДА  ЗАВИСИТ ОТ  СПОСОБНОСТИ ОТЛИЧАТЬ УЯЗВИМЫЕ ТОЧКИ — ОТ НЕУЯЗВИМЫХ,

РЕЗУЛЬТАТ  БИТВЫ, ВО МНОГОМ,  ЗАВИСИТ ОТ  ПРАВИЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕЗАЩИЩЕННЫХ МЕСТ. (НЕ    ОСТАВЛЯЙ БЕЗ ВНИМАНИЯ НИ ОДНОГО ДЕЙСТВИЯ СВОЕГО ОППОНЕНТА).

ДУМАЙ О СВОИХ РУКАХ И НОГАХ, КАК О МЕЧАХ.

ДВАДЦАТЬ ПРИНЦИПОВ КАРАТЭ

 Niju кун (松 涛 馆 二)  

Принцип 1.

-Karate-do wa rei ni hajimari, rei ni owaru koto wo wasuru na

-КАРАТЭ-ДО-ВА-РЭИ-НИ-ХАДЖИМАРИ, О  РЭИ-НИ-ОВАРУ КОТО ВО ВАСУРУ НА

-Do not forget that the karate way begins with a bow and ends with a bow.

Не забывайте, что путь каратэ начинается с поклона и заканчивается поклоном.” 

Karate-do = Путь Каратэ

Rei = Этикет, приветствие, поклон, благодарность, представляет возвращение.

Hajimari = Начало, начинаться, начинается

Owaru = Заканчивается

Koto =дело, случай, ситуация, вещь

Wasuru na = Другая форма от  wasureru (что это значит?)

Никогда не забывайте, что каратэ начинается и заканчивается уважением и часто выражается приветственными поклонами. Это подчеркивает важность правильного этикета в каратэ. Уважение к родителям, учителям, старшим, друг к другу, к месту проведения занятий и соревнований, к окружающим, к противнику и т.д. – выражается почтительным поклоном, но при этом необходимо сохранять достоинство и самоуважение. Кто хорошо и правильно соблюдает этикет, тот обладает чувством собственного достоинства и добивается почтительного отношения от тех, с кем контактирует. Поэтому у него меньше возникает спорных и конфликтных ситуаций, и нет необходимости применять силу для своей защиты.

Благодаря регулярным занятиям каратэ укрепляется тело и дух, воспитывается характер. Это связанно с боевым мастерством. Поэтому, если занимающийся каратэ не обладает строгими моральными устоями и уважением к другим, он будет опасным и вредным для общества, что противоречит цели воинских искусств. Это одна из причин, по которой на всем протяжении тренировок правильному этикету придается особое значение, чтобы уважение вплеталось в процесс формирования личности.

Настоящая цель изучения воинских искусств — это развитие совершенной личности, сильных физически и духовно, стойких и уверенных, волевых и целеустремленных, умных и полезных для общества.

Принцип 2:

- Karate ni sente nashi

- КАРАТЭ-НИ-СЭНТЭ-НАШИ

“In Karate the initiative does not exist.” 

- В каратэ не существует первой инициативы (атаки, удара, нападения) 

Karate = Пустая рука

Sente = Первое действие, инициатива

Nashi = Не существует, не бывает

«В каратэ нет первого нападения!» – этот известный принцип каратэ высечен на могиле Гичин Фунакоши. Он напоминает о важном моральном кодексе. Каратэка (тут все верно написано?) не должен быть жестоким и никогда не должен провоцировать агрессивные действия. Каратэ создавалось для самозащиты, об этом свидетельствует то, что каждое Ката начинается с блока… Известные Мастера каратэ брали учеников только по рекомендации уважаемых людей, чтобы быть уверенным в их порядочности.

Необходимо создавать вокруг себя дружескую атмосферу и быть добродушным, тогда не понадобится применять силу для своей защиты. Победа без борьбы – высшая степень превосходства!

Принцип 3:

- Karate wa gi no tasuke

- КАРАТЭ ВА ГИ НО ТАСУКЭ 

- “Karate is a helper of justice.”

- Каратэ – помощник правосудия

Karate = Пустая рука

Gi = Правосудие, верность, преданность, лояльность, праведность, справедливость, значение, смысл

Tasuke = Спасение, помощь.

Karate воспитывает праведность. Когда человек честен перед собой, он честен и перед другими.

Принцип 4:

-  Mazu jiko wo shire, shikashite ta wo shire

-  МАЗУ ДЖИКО ВО ШИРЕ, ШИКАШИТЭ ТА ВО ШИРЕ

-  “First of all, know yourself, then know others.” 

-  Прежде всего знайте себя, затем знайте других 

mazu = Прежде всего

jiko = Сам

shire = Знать (управлять, владеть, командовать)

shikashite = И тогда (также, потом)

ta = Другие

Познай сперва себя, затем — других.

«Если ты плохо знаешь себя и плохо знаешь своего противника — ты будешь проигрывать постоянно.

Если ты хорошо знаешь себя и плохо — противника, то победа над ним будет зависеть от случайностей.

Если ты хорошо знаешь себя и хорошо знаешь своего противника, ты никогда не потерпишь поражения».

Это наставление мастера Azato Yasutsune — учителя Funakoshi.

Принцип  5:

Gijutsu yori shinjutsu

- ГИДЗЮЦУ ЙОРИ ШИДЖУТСУ

“Spirituality more than technology.” 

Духовность больше чем техника

gijutsu = Технология, техника, навык, искусство

yori = Больше чем (будет после того, что должно быть)

shinjutsu = Духовность

Важна не столько техника тела, сколько техника разума. «Не техника создает человека — человек создает технику». Желание быть лучше становится жизненной привычкой.

Принцип 6:

-  Kokoro wa hanatan koto wo yosu

-  КОКОРО ВА ХАНАТАН КОТО ВО ЙОСУ

-  “The heart (mind) requires that you let go.”

-  Сердце требует отпустить (освободить)разум

kokoro = Сердце, разум, ядро, центр, сердцевина, дух    heart, mind, core

hanata-n = Отдельно, освобожденный, выпуск, испускает, отпускает

koto = Вещь, материал

yosu = (v.) Требуется, потребность (форма yo-suru)

Позволь своему разуму странствовать свободно. Этот совет мастер Zen Takuan дал фехтовальщику Yagyu Munenori. Если позволить своему разуму зафиксироваться на чем-либо, остановиться, то теряется способность быстро реагировать на меняющуюся внешнюю обстановку.

Принцип 7:

-  Wazawai wa ketai ni shozu

-  ВАЗАВАИ ВА КЕТАИ НИ ШОЗУ

-  “Misfortune is brought about by negligence.” 

-  Неудачи вызываются небрежностью

wazawai = Бедствие, неудача

ketai/kaitai = Ленивый, небрежный

shozu = Вырабатывайте, доставляйте повсюду, представляться кругом, (форма shozuru)

Ошибки в технике, возникающие из-за невнимательности при объяснении учителя или небрежности при отработке, стоят дорого. Невнимательность и небрежность приводят к неудачам. Малейшая неточность в исполнении технического приема при его разучивании может свести на нет последующий многолетний труд.

Принцип 8:

-  Dojo nomi no karate to omou na

-  ДОДЖО НОМИ НО КАРАТЭ ТО ОМОУ НА

-  “Do not think ‘dojo-only-karate.’”

-  Не думайте, что каратэ только в Доджо

dojo = Место пути, Зал для обучения

nomi = Только

karate = Пустая рука

omou na = Не думайте

Весь мир — как большой тренировочный зал и подлинные занятия каратэ протекают двадцать четыре часа в сутки. Никогда не считай, что каратэ занимаются только в доджо.

Принцип 9:

-  Karate no jugyo wa issho de aru

-  КАРАТЕ НО ДЖУГУО ВА ИСШО ДЕ АРУ

-  “Karate training is a lifetime.”

-  Каратэ обучаются на протяжении всей жизни

karate = Пустая Рука

jugyo = Обучаются, занимаются

issho = Жизнь, в течение жизни, вся жизнь

de aru = Литературная, очень вежливая форма desu (искать, быть)

Каратэ занимаются всю жизнь. Восьмидесятилетний Мастер Funakoshi как-то сказал ученикам, что на протяжении шестидесяти лет совершенствовал некоторые движения и, наконец, уловил их основную идею.

Принцип 10:

- Arayuru mono wo karate kaseyo, soko ni myomi ari

- АРАЮРУ МОНО ВО КАРАТЭ КАСЭЙО, СОКО НИ МЙОМИ АРИ

- “Change everything into karate, that is where exquisite beauty is.”

Все, что происходит в каратэ, это и есть изящная красота

arayuru = Все, каждый

mono = Вещи, материал

karate = Пустая Рука

kaseyo = Делает в, трансформировать, преобразовывать (выполнять команду)

soko = Там (не слишком далеко)

myomi = Обаяние, изящная красота

«Karate есть острие жизни». Все, с чем ты сталкиваешься, есть аспект каратэ; найди в нем изумительную истину.

Принцип 11:

- Karate wa yu no gotoshi taezu netsudo wo ataezareba moto no mizu ni kaeru

- КАРАТЭ ВА Ю НО ГОТОШИ ТАЕЗУ НЕТСУДО ВО АТАЕЗАРЕБА МОТО НО МИЗУ НИ КАЕРУ

- “Karate, like hot water, will return to the original cool water if you don’t continually give it a degree of enthusiasm.”

Каратэ, подобно горячей воде, возвратится к началу, холодной воде, если Вы непрерывно не даете ему степень энтузиазма

karate = Пустая Рука

yu = Горячая вода

gotoshi = Подобно, как будто

taezu = Всегда, Непрерывно, постоянно, бесконечно

netsudo = Степень высокой температуры/энтузиазма, воодушевления

ataezareba = Если не дано, если Вы не даете

moto = Начало, источник, предыдущее состояние

mizu = Вода

kaeru = Возвращение

Каратэ подобно кипящей воде: если ты не поддерживаешь сильный огонь, она становится прохладной. Funakoshi говорил своим ученикам: «Каждый пропущенный день занятий перечеркивает положительные результаты трех дней тренировок».

Учение — это противоборство с течением реки. Как только вы перестанете грести, вас относит назад.

Принцип 12:

- Katsu kangae wa motsu na makenu kangae wa hitsuyo

- КАТСУ КАНГАЕ ВА МОТСУ НА МАКЕНУ КАНГАЕ ВА ХИТСУЙО

- “Do not have thoughts of winning. Thoughts of not losing are necessary.”

- Не думайте о победе, необходимо думать, как не потерпеть поражение

katsu = Победить

kangae = Мысль

motsu na = Не имейте, не обладаете (властью)

makenu = Не терять (форма от  makenai)

hitsuyo = Требуемый

Существует огромная разница между желанием победить любой ценой и нежеланием потерпеть поражение. Желание победить приводит к опрометчивым поступкам и самоуничтожению, желание не потерпеть поражение воспитывает здравый смысл и осмотрительность действий.

Принцип 13:

- Teki ni yotte tenka seyo

- ТЕКИ НИ ЙОТТЭ ТЕНКА СЕУЙО

- “Change depending upon your opponent.”

- Изменяйтесь, в зависимости от вашего противника

teki = Враг, соперник, конкурент, противник

ni yotte = В зависимости от

tenka seyo = Изменение, замена (требований)

Действуй согласно с действиями противника. Заранее придуманные комбинации ведения поединка никогда не совпадает с реальным развитием боя.

Принцип 14:

Tatakai wa kyojutsu no soju ikan ni ari

- ТАТАКАИ ВА КЙОДЖУТСУ НО СОДЖУ ИКАН  НИ АРИ

- “Fighting is in how well you control trying every strategy.”

- Борьба заключается в том, как Вы управляете применением каждой стратегии

tatakai = Борьба, поединок, война

kyojutsu = Правда или не правда, умная(хитрая) война, Использовать разные стратегии

soju = Контролировать управление

ikan = Что, как

Проводи поединок в соответствии с естественной стратегией. Karateka должен изменяться и приспосабливаться к действиям противника, никогда не позволяя ему приспособиться к себе.

Принцип 15:

- Hito no teashi wo ken to omou

- ХИТО НО ТЕАШИ ВО КЕН ТО ОМОУ

- “Think of people’s arms and legs as swords.”

- Думайте о человеческих руках и ногах, как о мечах

hito = Люди

teashi = Руки и ноги

ken = Меч

to omou = Думайте (управляйте)

Считай свои руки и ноги острыми мечами. Не только превращай их в смертельное оружие, но и осознавай свои поразительные потенциальные возможности.

Принцип 16:

- Danshi mon wo shuzureba hyakuman no teki ari

- ДАНШУ МОН ВО ШУЗУРЕБА ХЯКУМАН НО ТЕКИ АРИ

- “If men go out a door, there are one million enemies [out there].”

Если человек выходит за двери, он может встретить миллион врагов

danshi = Мужчина, Человек

mon = Дверь, ворота

shuzureba = (Условно, если кто- то выходит(необычная форма derareba используемая при чтении kanji — shutsu)

hyakuman = 100 человек(1 человек 10000, 100 человек 1000000)

teki = Враг, противник, соперник

Выйди наружу — и ты встретишь десять тысяч врагов. Funakoshi рекомендовал своим ученикам всегда сохранять готовность и бдительность: приближаясь к поворотам и углам, входя и выходя из  двери, принимая пищу и отдыхая. Но при этом не следует подавать вида и выказывать вашу осторожность и бдительность.

Принцип 17:

- Kamae wa shoshinsha ni ato wa shizentai

- КАМАЕ ВА ШОШИНША НИ АТО ВА ШИЗЕНТАЙ

- “Stance is for novices, later [use a] natural body.”

Позиции (стойки) – для новичков, позже станут более естественными

kamae = Положение, позиция, структура, стойка

shoshinsha = Неопытные люди, новички

ato = позже

shizentai = Естественное положение

Начиная обучение, осваивай различные стойки, но затем полагайся на естественность позы. Для новичка стойки — основа karate. Опытный ученик не думает о стойке, он передвигается в удобной для себя позиции.

Принцип 18:

- Kata wa tadashiku jissen wa betsu mono

- КАТА ВА ТАБАШИКУ ДЖИССЕН ВА БЕТСУ МОНО

- “Do kata correctly, real combat is something else.”

- Правильно выполнять Ката – это как реальный поединок, и кое-что еще (отдельная часть подготовки)

kata = shape, Шаблон, Форма, каратэ осуществляет установившуюся практику karate exercise routine

tadashiku = Правильно

jissen = Беальная борьба, реальный бой, реальная война

betsu mono = Отдельная вещь, кое-что еще

Kata всегда нужно исполнять правильно — это база karate. В реальном поединке – редко используются и применяются приемы, выполняемые в kata. Но именно упражнения в выполнении kata,  понимание их назначения иприменения, отработка до автоматизма с соблюдением правильного дыхания, ритма, концентрации силы и расслабления, баланса и скорости, четкости и правильности выполнения -  помогают победить в любом спортивном и реальном поединке.

Принцип 19:

- Chikara no kyojaku, tai no shinshuku, waza no kankyu wo wasaruna

- ЧИКАРА НО КЙОДЖАКУ,ТАИ НО ШИНШУКУ, ВАЗА НО КАНКЮ ВО ВАСАРУНА

- “Do not forget about relative strength of power, flexibility of the body, and the relative speed of techniques.”

- Помните о силе и мощи, гибкости и скорости технике и своих слабых сторонах

chikara = Мощь

kyojaku = Сила + слабость, относительная сила, сравнительная сила; relative strength

tai = Тело

shinshuku = expansion and contraction, Расширение и сокращение, эластичность, гибкость

waza = Техника

kankyu = Относительная скорость, медленно + быстро

wasaru na = Не забудтье, помните (архаичная, устаревшая форма от wasureru na)

Никогда не забывайте о своих сильных и слабых сторонах, ограничениях своего тела и относительности качества своей техники. Всегда можно встретить противника, более сильного, но хорошее знание своих возможностей прокладывает путь к настоящей победе.

Принцип 20:

- Tsune ni shinen kufu seyo

- ТСУНЭ НИ ШИНЭН КУФУ СЕЙО

- “Be creative all of the time.”

- Все время мыслить и совершенствоваться

Tsune ni = Все время

shinen = Мысль, раум

kufu = device, contrivance, Изобретать, устройство, means, scheme

seyo = Делайте это (заставлять, приказывать)

Постоянно оттачивай свой разум и совершенствуйся. Преодолевайте любые умственные, психологические, и физические препятствия и трудности, встречающихся на жизненном пути. Любая трудность, соперничество, боль несут в себе опыт для достижения успеха. Решительные и настойчивые — ВСЕГО ДОБИВАЮТСЯ. Это означает непрерывный поиск нового, совершенствование и улучшение своих возможностей.

Календарь событий
Записаться
Дата рождения
Отправить