Главная > Интересное > ОБИ (帯) - пояса в каратэ
Напутствие
"Никогда не забывай о своих сильных и слабых сторонах, ограничениях своего тела и относительности качества своей техники."
Мы в социальных сетях

ОБИ (帯) — пояса в каратэ

При общении с человеком, занимающимся карате, первый вопрос, который обычно задается : «О! а какой у тебя пояс?», на который зачастую следует ответ или (с небольшим самодовольством) «Черный», а может быть «Коричневый», или (довольно скромно) «Желтый» или «Пока белый, но вскоре…»

Что же значат эти цвета поясов? Как можно получить пояс того или иного цвета? Являются ли они чем-то большим чем окрашенный кусок ткани?

Прежде всего, что надо знать об одежде для занятий карате - одежда для занятий Каратэ называется каратэги (доги или кэйкоги).

Ваше КАРАТЭГИ должно быть аккуратным и чисто выстирано в любое время. Ваш пояс ОБИ должен быть высушен, но не постиран, так как он символически содержит впитанный дух ваших усердных тренировок.

Кэйкоги (稽古着 или 稽古衣) — японское слово, означающее тренировочный костюм (кэйко — тренировка, ги(ки) — костюм, одежда). В бывших союзных республиках не совсем верно называют эту одежду «Кимоно» (их отличие в том, что у Кимоно нет штанов). Синонимом слова Кэйкоги является слово Доги— одежда для занятий Будо. Кэйкоги используется для обозначения униформы, носимой при занятиях боевыми искусствами. Для различных боевых искусств используются различающиеся между собой кэйкоги:

 Кэйкоги для каратэ называется — каратэги (空手着 или 空手衣).

Оби (帯) — это пояс, который служит для того, чтобы удерживать запахнутой одежду для занятий – каратэги. Но значение Оби гораздо больше, чем просто «быть завязкой». Оби еще имеет символическое значение. Для тех, кто занимается каратэ, его пояс, это символ упорных занятий и усилий на тренировках.

Первый символический аспект оби — цвет. Традиционные окинавские школы каратэ имеют пояса следующих цветов — белого, желтого, оранжевого, зеленого, голубого, синего (пурпурного), коричневого и черного. Эти цвета также обозначают главенство. Такой формат отношений установленной системы поясов поддерживается во многих Доджо. На левый лацкан вашего доги вышивается эмблема стиля или герб школы. Обычно этого достаточно. В некоторых стилях вводятся дополнительные цвета поясов: различные отличительные полоски, а также красные, фиолетовые, и другие.

Откуда же возникло различие в цветах поясов и что символизирует тот или иной цвет? Каков философский аспект, заключен в цветовой гамме поясов? Какие исторические предпосылки предшествовали такой градации рангов? На эти и другие вопросы мы сейчас постараемся ответить.

Поскольку иерархия школ каратэ возникла из структуры самурайских кланов, этим объясняется историческое значение и символическое влияние цвета пояса в иерархической лестнице. Все школы боевых искусств, как и правящие кланы, имели свои «генеалогические книги», где воспроизводилась «цепь» правителей – Сьогунов и их придворных, «цепь» учителей и их учеников, а поэтому принадлежность человека к тому, или иному клану или к «традиции» боевых искусств, можно было проверить по ношению герба соответствующего клана или школы. Цвет пояса служил отличительной чертой приближенности к главе клана в иерархической лестнице. В сущности, эта система оценивала первоначально не техническое мастерство людей, а их приближённость к духовному центру школы – к Иэмото1. Первоначально эта система применялась во всех школах боевых и других искусств, но затем была оттеснена системой оценки мастерства, при которой после прохождения теоретического, физического и технического экзамена присваиваются пояса и степени (даны и кю).

Часто можно услышать рассказы что, когда кто-то начинает изучение каратэ, ему разрешают носить белый оби (пояс). Пояса никогда не стирали, как символ тяжелого труда, вкладываемого каждый день в тренировки. Через некоторое время белый пояс от пота, пролитого на тренировках, становится желтым. Еще через некоторое время от кровавых мозолей пояс принимает более темную оранжевую окраску. После многих месяцев тяжелых тренировок на природе, пояс становится зеленым под цвет травы и листвы. Еще через некоторое время пояс от пота пояс линяет, а от солнца выцветает и принимает светло серую, почти голубую окраску, которая постепенно темнеет и переходит в серо-синий или пурпурный цвет. После нескольких лет занятий пояс становится коричневым. Если каратэка продолжает свои тренировки, то пояс постепенно темнеет и становится черным. Черный пояс означает, что человек старательно изучал каратэ много лет.

Если каратэка посвятил изучению боевых искусств всю свою жизнь, то его оби сначала продолжает темнеть, а потом начинает изнашиваться и выцветать и постепенно светлеть (белеть). В этом и заключается бесконечность обучения и движение по спирали на пути к совершенству.

Другое пояснение цветовой гаммы оби.

Белый — это сложное смешение красного, зелёного и синего спектральных цветов, цветов, это самой наполненной (яркий) цвет цветовой гаммы, оттенок равен 0, поэтому считается, что это цвет чистоты и невинности, цвет начала всех начал. Он указывает, что ученик, его сознание и дух «не заполнены», относительно духовных аспектов каратэ до. Белый цвет также показывает, что человек мало знаком с техникой каратэ. Белый цвет — это цвет новичка, того, «чья чашка знаний свободна».

Желтый — это цвет начала весны, солнца, цвет света, цвет богатства. Желтый оби указывает на того, кому начал сиять свет нового дня. Это цвет того, чей дух, понимание и технические навыки растут.

Оранжевый – цвет конца весны, цвет яркого полуденного солнца, цвет огня. Оранжевый оби означает, что ученик продвинулся в изучении карате с момента получения желтого пояса. Оранжевый оби показывает, что человек проявляет пламенное пристрастие к постижению каратэ.

Зеленый — это цвет начала лета, цвет травы и лесов, цвет роста. Зеленый оби указывает на тех учеников, которые начали поглощать свет и питаться им как растения при помощи фотосинтеза, тех учеников, у кого навыки и дух начинают расцветать и готовы будут приносить плоды.

Светло-синий — это цвет середины лета, цвет безоблачного знойного неба в страду, цвет многих полевых цветов. Этот цвет показывает что его обладатели уже начинают немного понимать и выполнять большую часть базовой техники каратэ.

Синий – цвет конца лета, цвет мирового океана, цвет вечернего неба. Синий оби указывает на тех, кто начинает набираться не только силы и умений, а еще и мудрости. Синий пояс – первый пояс старшего ученичества. Получение синего пояса означает овладение базовой техникой, отныне он будет в меньшей степени изучать технику, а в большей ее совершенствовать.

Коричневый — это цвет осени, цвет земли, цвет стволов деревьев,  цвет — опоры. Коричневый оби имеет тот, чья техника становится совершенной. Чье сознание плодородно и дух крепок. И не случайно коричневый оби постепенно превращается со светло-коричневого в темно-коричневый, что символизирует начало осени, затем середину (золотую пору) и конец осени когда деревья и другая растительность очищается от прежних достижений и готовится к новым свершениям и дальнейшему росту.

Черный цвет — спектрально это тот же белый, но очень малой интенсивности. С повышением интенсивности он плавно, через тона серого переходит в белый. Объединение всех пассивных (субтрактивных) цветов спектра дают черный цвет. Этот цвет указывает на тех, кто смог преодолеть первые препятствия, в начальные годы изучения каратэ. Черный — это цвет начала зимы, цвет ночи. Он показывает, что первый период, который начался с желтого оби, закончен, и наступает новый цикл. Этот цвет показывает, что каратэка стоит в самом начале — ДО, своего Пути мастерства в боевых искусствах.

В японской культуре чёрный цвет — символ благородства, возраста и опыта по контрасту с белым цветом, который символизирует частоту, ученичество, молодость. Чёрный цвет (чёрный пояс) символизирует высший ранг во многих боевых искусствах.

Цвет пояса привязан к значению степеней мастерства. В карате существует два типа рангов: Кю(級- по японски степень, ранг) и Дан (段 «уровень, ступень») – ученические и мастерские степени.

Оба слова: и кю, и дан в переводе с японского означают слово ранг, уровень. Градация кю применяется к ученикам и начисляется сверху-вниз, т.е. самый низкий уровень – 10й кю, самый высокий – 1й. Количество степеней кю отличается в разных направлениях, видах и стилях, а также других школах японских боевых искусствах, так, например, в айкидо часто используют шкалу от 6 до 1 кю, тогда как в каратэ обычно от 10 до 1 кю.

     Выше ученических степеней идут уже мастерские уровни – Дан. Значения уровня Дан противоположно значению Кю: чем больше степень дан, тем выше мастерство. В карате всего 10 степеней Дан.

Носителей Кю в Японии называют «Муданся» (無段者) — «тот, у кого нет дана», а достигший степени первого дана называется «Сёданся»(«Шоданся») (初段者) — «тот, у кого есть первый дан». Имеющие Дан выше первого — «Юданся» (有段者) — «тот, у кого есть Дан».

Обладателя первого или второго Дана обычно называют Сэмпай (яп. 先輩), обладателя 3-го и 4-го дана — Сэнсэй (яп. 先生). Обладатели с 5-го Дана по 7-ой дан — Шихан (яп. 師範). Обладатели 8-го и 9-го Дана — Ханси. Обладателя с 10-го Дана и выше — Мэйдзин.

Для черных поясов с 5-го Дана, которые совершенствуются в учительской карьере служит градация рангов на Ренси (錬士 букв. «закалённый воин», инструктор. Человек высоких моральных качеств «тренирующийся мастер»). Затем идет ранг — Киоси или Кёси (教士 букв. «наставник воинов», старший инструктор. «Большой Учитель», «Обучающий Мастер»). Следующий ранг — Ханси (範士, букв. «опытный боец», «учитель, достойный подражания» — большой мастер в боевых искусствах. Модель для всех Мастеров). Все эти три титула могут принадлежать только мастеру уровня Шихана, которые являют собой образец мастера Каратэ. Шихан также может быть Учителем учителей, тех, кто является обладателями Черных поясов но стоит рангом ниже его. Выше чем Ханси по иерархии рангов в Будо находится только Мэйдзин (名人 букв. «Великий мастер»).

Интересным является тот факт, что степени дан и кю используются также и в японских играх го, рэндзю и сёги, а также в любых иных областях, как, например, в тесте на знание японского языка или в чайной церемонии тядо.

Собственно, термин дан изобретен Хонинбо Досаку, профессиональным игроком в го в период Эдо.

А система рангов в Японии была введена с июня 1901 года по предложению основателя Дзюдо Дзигоро Кано Японской общественной организацией Дай Ниппон Бутокукай (大日本武徳会 букв. «Общество Воинской Добродетели Великой Японии», созданной выдающимися мастерами боевых искусств (будо) в 1895 г. в Киото).

В карате ступени кю и дан были внесены в 1924-1926гг. Гичином Фунакоши, который перенял систему ученических и мастерских степеней, разработанную основателем дзюдо Дзигоро Кано. Эта система использовала цветные пояса для обозначения степени мастерства занимающегося данным видом боевого искусства. Изначально каратэ имело только три цвета поясов: белый, коричневый и черный (как это принято и в настоящее время в японской системе поясов дзюдо). Рассказывают, что получить из рук Фунакоши черный пояс было очень трудно, а следовательно необычайно почетно, ведь при своей жизни он присвоил не больше десятка черных поясов.

Получение степени первого дана – большое событие в жизни любого каратэка. С одной стороны первый дан – признание мастерства, однако с другой – это лишь начало настоящего обучения карате. Как в школе: когда все буквы выучены открывается возможность учится читать и писать, открывается широкое поле деятельности и самосовершенствования. Ученики уровня 1-го и 2-го дана носят названия сэмпай  -  «старшие ученики».

Черный пояс, как правило — именной. На нем вышито имя владельца и иногда его Дан. Технология изготовления черных поясов отличается от всех остальных, «цветных». В то время как цветные пояса меняются, черный пояс остается один на всю жизнь, и поэтому он шьется очень толстым и прочным. Цветные пояса являются просто покрашенной тканью, черный пояс — не красится. В его основе лежит белый пояс, обшитый поверх тонкой шелковой черной тканью. По мере постоянных, продолжительных и интенсивных тренировок черная ткань поверхности оби истирается и рвется, сначала мало, потом все больше. Часто можно видеть, что у многих мастеров черная ткань сильно потерта и мало выделяется на белом поясе мастера. Сильная потертость пояса — это свидетельство активных тренировок и большого усердия, а не неопрятности. Когда черная ткань полностью сойдет, и останется чистый белый пояс — считается, что человек достиг вершин Мастерства и готов к новому витку постижения знаний на бесконечном пути к совершенству.

Для надписей на концах поясов обычно используется Кандзи (漢字  букв. «ханьские буквы», Хирагана и/или Катакана. На конце пояса, который располагается справа пишется имя, и иногда — ранг. На левом конце пишется название стиля или ассоциации. Традиционно общим цветом для надписи служит желтый («золотой») или красный цвета. Иногда цвет надписи может обозначать ранг. В некоторых школах стандартизованные цвета обозначающие ранги Юданся. Белый цвет обозначает ранг первого и второго Дана, Желтый обозначает третий и четвертый даны, и красный цвет от пятого Дана и выше.

Второй дан служит определенным качественным этапом в изучении каратэ. Считается, что обладатель второго дана освоил всю доступную технику спортивного каратэ и далее должен совершенствоваться в военно-прикладных аспектах, а также в сфере духовной. Обычно для получения второго дана требуется не менее четырех лет упорных занятий, а для получения третьего дана — не менее шести. Впрочем, изначально для того чтоб получить третий дан требовалось куда больше времени. Как правило, от обладателя третьего дана требуется знание не менее четырнадцати ката, виртуозная техника и выигрыш призовых мест на соревнованиях национального или международного уровня.

Обладателями четвертого, пятого и шестого дана каратэ чаще всего становится люди, у которых каратэ является смыслом всей жизни и основной профессией. Они преподают в лучших школах и гордо носят звание Сенсэй (先生 — букв. «рождённый раньше», старший, учитель) в Японии — вежливое обращение к учителю, врачу, писателю, начальнику, политику и др. значительному лицу или значительно старшему по возрасту человеку.

Мастера следующих двух степеней (обычно не моложе сорока лет) считаются носителями традиций школ. Их именуют Канчо — «наставники». Они возглавляют крупные школы, консультируют, входят в судейские коллегии, но сами уже не выступают на соревнованиях и, как правило, не проводят тренировок.

Более высшие даны присваиваются за особые заслуги в каратэ. Обладатели высших данов считаются носителями высшей духовной мудрости Бу-До, которая постигается с годами, поэтому никогда еще высшие даны не присваивались молодому человеку, даже если он наделен недюжинными физическими способностями и технически прекрасно подготовлен.

Как уже упоминалось выше, каждой ступени присущ свой собственный цвет пояса.  Особенно хорошо это видно на ученических степенях. В карате Шотокан были введены дополнительные пояса с целью более сильной мотивации, совершенствоваться ученикам, и для поощрения более интенсивных занятий, и для компенсации затраченных усилий.

Уровень

Цвет оби

 

Кю

10. Дзюкю (十) Jikkyū

Белый

9. Кукю (九) Kyūkyū

Белый с черной полосой

8. Хатикю (八) Hachikyū

Желтый

7. Нанкю, ситикю (七) Nanakyū, Shichikyū

Оранжевый

6. Роккю (六) Rokkyū

Зеленый

5. Гокю (五) Gokyū

Голубой

4. Ёнкю (四) Yonkyū

Синий

3. Санкю (三) Sankyū

Коричневый

2. Никкю (二) Nikyū

Коричневый

1. Иккю (一) Ikkyū

Коричневый

Дан

 

Черный

 

1. Сёдан (初段:しょだん) shodan

2. Нидан (二段:にだん) nidan

3. Сандан (三段:さんだん) sandan

4. Ёндан (四段:よんだん) yodan

5. Годан (五段:ごだん) godan

6. Рокудан (六段:ろくだん) rokudan

7. Нандан, ситидан (七段: ななだん, しちだん) nanadan, shichidan

8. Хатидан (八段:はちだん) hachidan

9. Кудан (九段:きゅうだん) kudan

10. Дзюдан (十段: じゅうだん) jūdan

Получение новых поясов и степеней проводится спустя некоторое время после экзамена в рамках Рейсики (礼式- букв. «этикет»), как правило с вручением дипломов и следующих поясов. Эта церемония различается в разных Доджо. В основном, это построение учеников напротив главной стены Доджо (Камидза). После того как Сэнсэй выходит перед строем все садятся в положение Сейдза и совершают поклон. Затем, поочередно, каждый ученик, который успешно сдал экзамен, после приглашения подходит к Сэнсэю. Он опускается на левое колено и двумя руками принимает от учителя  заслуженный пояс. Ученик с благодарностью, подносит пояс ко лбу, после чего получает право надеть свою награду за успешный труд, а затем, поднявшись с колена, не поворачиваясь к учителю спиной, возвращается под аплодисменты товарищей на своё место и опускается в позицию сэйдза. В некоторых Доджо ученики не опускаются на колено и после получения поясов, поворачиваются спиной, чтобы заменить и перевязать старые цвета поясов на новые. Затем проворачиваются вновь, совершают поклон и садятся в сэйдза. В дальнейшем они уже не должны обвязываться поясом символизирующим низший ранг. Церемония присвоения и замены поясов в каждом Доджо может проходить по своему, одно общее в этой церемонии, это подчеркивание ответственности, серьезности и торжественности Рейсики предшествует экзамен, на котором ученики демонстрируют свои физические, теоретические, технические и психофизические навыки, соответствующие рангу.

Черные пояса должны с уважением относиться к новичкам, так как попытка, насмешки или унижения младших по возрасту или по подготовке — попросту недостойно поведению обладателей черного пояса.

Право на критику в Доджо имеет лишь Учитель, но даже он должен это делать корректно, с учетом необходимости и меры, с сохранением доброжелательности и приличия.

Второй символический аспект оби — то, как он носится. Оби опоясывает владельца, окружает его. Круг — универсальный символ цельности и гармонии. В дзэн, от которого происходит каратэ, круг символизирует «центр» и всеобщность Вселенной. При правильном ношении оби окружает хара или танден, центр человека. Хара (腹: желудок, живот) является термином японских боевых искусств. Это эквивалентно наименьшей из трех даньтянь (танден на японском языке) в традиционной китайской медицине, для «центра бытия». Хара точка ведущая к центру энергии для медитации, и в боевых искусствах. Применяются сознательно с целью исцеления. Концентрация на  этом центре, что создает большую энергетику и тягу жизни и вызывает уверенный вид внутренней алхимии. Прцесс стимулирует внутреннее мужество и делает человека естественно дисциплинированным Есть несколько дыхательных упражнений в традиционных японских боевых искусств, где внимание всегда держится на хара . — это точка, которая находится приблизительно на 5 — 8 см ниже пупка, и которую на Востоке считают центром человека. Хара считают центром микрокосма, источником ки (силы жизни или жизненной энергии). Узел оби завязывается так, что он касается хара. Оби — символ собственной Ки(気 ki, иногда кэ, китайское Ци, термин, обозначающий энергию космоса, земли человека, растений или всего живого), символ источника жизни. Узел оби напоминает каратэку о его личном центре и связи с центром Вселенной, источником Ки.

Третий символический аспект оби есть выражение технической компетентности и духовного уровня каратэка. Окружность оби символизирует длинный Путь каратэка от белого пояса к чёрному и снова к белому в течение всей его жизни. Оби есть внешнее выражение внутреннего содержания каратэ, символ самого каратэ до.

Среди каратэка традиционных стилей существует давняя и прочная традиция — не менять и не стирать свой чёрный пояс. Считается, что именно пояс впитывает вместе с потом, пролитым на тренировках, всё техническое мастерство и все знания каратэка. Конечно, это лишь легенда, но именно поэтому самые знаменитые мастера каратэ появляются в Доджо со старыми обтрёпанными поясами. В этих поясах заключается вся их жизнь в каратэ.

Получение чёрного пояса — одно из важнейших событий в жизни каждого каратэка. Что думают об этом они сами? Ниже приводятся мнения некоторых мастеров каратэ о значении чёрного пояса.

» Для меня чёрный пояс означает, что человек изучил основные позиции, базовую технику и т.д. Реальное обучение начинается только с чёрного пояса. Как только вы станете чёрным поясом, вы мысленно должны снова надеть белый пояс, потому что ваше обучение принимает совершенно новое значение.»

«Получая ваш черный пояс, вы доказали себе и другим, что вы — серьёзный ученик. И только теперь начинается подлинное обучение.»

«Я чувствую, что чёрный пояс должен получить переоценку в глазах широкой публики. Я считаю, что ношение чёрного пояса показывает, что человек достиг базового уровня мастерства. Мы иногда видим «чёрных поясов», которые всем и каждому кричат о своих достижениях. Если Сэнсэй, после экзаменов, предложит мне носить пояс любого цвета, я буду считать, что он оказал мне большую честь. Пояс любого цвета, который я могу повязать вокруг своей талии, не имеет никакого смысла, без соответствующих ему знаний и умений. Можно достичь мастерства даже в рабочем костюме, а чёрный пояс, полученный без достаточных оснований, есть всего лишь тряпка, которая свидетельствует о тщеславии её владельца.»

«Для меня быть «чёрным поясом» означает быть членом особого «братства», братства преданных каратэ и своему учителю очень серьёзных учеников.»

«Я считаю, что чёрный пояс означает ответственность. Все взгляды направлены на вас, и вы должны хорошо представить людям ваш уровень! В то же самое время ваше обучение только начинается и на значительно более высоком уровне. Ученик должен больше думать не о цвете пояса, а об ответственности, которую он несёт за достойное соответствие своему поясу.»

«Когда я получил свой чёрный пояс, я не чувствовал себя достойным носить его. Я думаю, что я не был достаточно хорош для этого. Однако, я знаю, что я заслужил теперь это право. Для меня цвет пояса ничего не значит. Я встречал ребят с чёрными поясами уровня 4 дана, которые не могли защитить себя. Они были хороши в ката, но они не могли драться. Я также видел начинающих учеников, которые могли защищаться очень эффективно. Но знание этикета и традиций каратэ у них желало быть лучше. Для меня мой чёрный пояс означает, что я достиг той цели, к которой я стремился. Я очень горжусь этим, но, если вы отберёте у меня мой пояс, вы не лишите меня моих знаний и навыков.»

«День, в который вы получите свой чёрный пояс — это первый день начала подлинного изучения боевых искусств. С цветными поясами вы подобны гусенице, с чёрным поясом 1-3 дан вы подобны кокону, с уровнем 4-5 дан вы подобны бабочке.»

Иэмото  — традиционная японская система профессионального обучения в некоторых областях деятельности (боевые искусства, чайная церемония, икебана, го, сёги). Обучение ведётся в пределах школы, во главе которой стоит мастер, официально признаваемый наивысшим профессиональным и духовным авторитетом. Глава такой школы также именуется иэмото. «Иэмото» – не титул, не степень мастерства и не звание. Не существует формального присуждения «степени иэмото» – это прежде всего дань уважения по отношению к носителю традиции, признание его заслуг. В каратэ Шотокан иэмото – Гичин Фунакоши.

Календарь событий
Записаться
Дата рождения
Отправить