Напутствие
"Никогда не забывай о своих сильных и слабых сторонах, ограничениях своего тела и относительности качества своей техники."
Мы в социальных сетях

Доджо

Этикет Доджо

作法道場

Мы часто сталкиваемся с нехваткой времени для укрепления  собственного здоровья. Большое количество нашего времени уходит на семью, учебу, работу, быт и прочие дела. Великолепно, если удается найти время  для занятия спортом –  это может быть плавание, бег, фитнес, футбол и т.д. Но наших романтиков манит что-то неизвестное, таинственное, позволяющее в большей степени узнать и развить себя — это конечно, восточные единоборства. Их существует целое множество. Для большинства людей, ассоциации с «восточными единоборствами», скорее всего, будут – Каратэ и УШУ(Кунгфу).

А все знания про каратэ, чаще всего, это легенды о людях, способных голыми руками разбивать доски и безоружными выходить на поединок с вооруженными противниками или дикими зверями. Вы можете решить для себя начать заниматься спортом, а конкретнее каратэ. Когда вы готовы совершенствоваться, впитывать в себя знания и найдете подходящего тренера, то  приходите в зал.

Доджо(道場)

В зале, вы начинаете понимать, что каратэ — это не обычный спорт. Занятия каратэ не только укрепляют и, совершенствуют тело человека, дают новые знания, но еще и воспитывают и закаляют волю, укрепляют боевой дух, развивают быстроту мышления, кристаллизуют характер. Основным философско-воспитательным этическм принципом занимающихся каратэ является Доджо Кун.

Зал, в котором практикуются занятия по каратэ, имеет название Доджо, (Додзёяп. 道場) буквально «Место, где ищут путь») — изначально это место для медитации и других духовных занятий. Позднее, этот термин стал употребляться еще и для места, где проводятся занятия японскими боевыми искусствами.

Место, где приобретают знания, где совершенствуют свое теловоспитывают и закаляют волюукрепляют боевой духразвивают быстроту мышлениякристаллизуют характер. Такое отношение к залу накладывает соответствующие нормы поведения в нем.

pictureПлощадь зала для занятий каратэ («Доджо») делится на несколько функциональных зон. Первая из них, где располагаются флаги (государственный, федерации) и портреты основателя школы (или главы организации, и т.д.) и находится инструктор, носит название «Камидза» (神座 – «верхнее место» (букв. «место нахождения богов»). Находиться в этом пространстве имеет право только инструктор или его ближайшие помощники – ассистенты . Остальные участники занятий могут там находиться только по приглашению инструктора.

Противоположная сторона зала, называется «Шимоза» (Симодза, «нижнее место»). В нем располагаются ученики. Обычно ученики размещаются в порядке, определяемом их рангом. Более продвинутые ученики садятся с правой стороны от остальных ближе к  Джосеки (дзёсеки).

Дзёсеки иногда используется инструктором вместо Камидза, когда, во время церемоний, его занимают приглашенные и почетные гости.

С правой стороны от Камидза находится часть Доджо, называемая «нижняя сторона» «Шимосеки» (Симосеки), в нем размещаются ученики во время занятий.

Наша жизнь наполнена определенными нравами и обычаями. Это позволяет общаться друг с другом, и помогает избежать конфликтов и неправильного взаимопонимания. А для воинского искусства, это тем более важно. Здесь практикуется обучение приемам, а возможные насилие и агрессия сдерживаются строгим кодексом чести, жесткой структурой и жесткими правилами поведения. Все это объясняет необходимость и целесообразность следовать соответствующим правилам и нормам поведения в зале для занятий каратэ и вне его. Это Этикет Доджо, он являлся регулирующим фактором, и служит воспитательным элементом.

Обязательно ли обучать современную молодежь восточным ритуалам и традициям? Вполне возможно изучать технику боевых искусств и без всяких ритуалов (или с доморощенными ритуалами). Например, ритуалы в самбо совершенно отличаются от ритуалов дзюдо, хотя техника очень похожа, и успешность зависит не от ритуалов. Однако этикет и традиции практикуемого боевого искусства необходимо знать и соблюдать, как это делают во всем Мире, независимо от того где находятся секции – в Японии, в Украине, в России  или в США, то есть всюду, в любой стране, где серьезно подходят к изучению боевого искусства.

Этикет в Доджо имеет, прежде всего, прикладное значение, потому что без соблюдения этикета передача знаний от учителя и старших учеников к младшим будет сильно затруднена. В каждом Доджо есть свой этикет. Корни Каратэ растут из Окинавы (современной Японии), и естественно, что этикет Доджо основан на японских традициях.

pictureЭто дисциплинирует, воспитывает уважение к учителям, к родителям, соратникам, к соперникам, к Доджо и труду в нем, тренирует внимание, закаляет боевой дух и волю. Наконец, не соблюдение этикета Доджо, — это просто неуважение к себе и соратникам, так как без знаний правил поведения и понимания смысла этикета, очень трудно выполнять все необходимые действия, в то время как  рядом с тобой занимаются люди, которые стараются делать все движения правильно, как по форме, так и по содержанию.

Рассмотрим подробнее, что такое этикет (правила поведения)  в Доджо, в чем его уникальность и необходимость.

Сахо (作法) и Рэйхо (礼 法) ["Рэйги"(礼儀)]

Сахо: и Рэйхо. Сахо (作 法) и Рэйхо (礼 法) переводятся одинаково — как «этикет» или «хорошие манеры». Однако есть между ними различия. Слово «сахо» — более объёмное, чем «рэйхо:». Иероглиф ( 作 «са/цукуру») означает «выполнять, делать», и «сахо», таким образом, можно перевести как «процедура, метод» правильно выполнять, как способы перемещения, садиться и вставать и т. д, так и входящие в эти действия поклоны, а также порядок действий в определенных ситуациях.

Иероглиф 礼 «рэй» переводится как «поклон«. В додзё команда «Рэй!» — это команда поклониться кому-либо или чему-либо: учителю — сэнсэй-ни рэй, залу – додзю-рэй или друг другу — «рицурэй». «Рицурэй!» (立礼)-. поклон стоя»,»Дзарэй» (座礼)- поклон сидя.

Второй компонент обоих слов — иероглиф (法 «хо/нори»), обозначающий «метод, правило, закон». Этот иероглиф входит также в слово «хэйхо:» (兵法) - стратегия, военное искусство. Таким образом, «рэйхо:» и «сахо:» обозначают определенный «закон» или «свод правил поведения».

Слово «рэйхо» и синоним этого слова «рэйги»(礼儀) обозначает «ритуалы«, поклоны и правильное их исполнение, требуемые в разное время в разных местах.

Когда вы входите в Доджо, вы входите в другой мир, мир воина. Это место, где царит уважение и боевой дух, но это может быть также место, где учат бдительности. Каждый пункт этикета по своему происхождению связан не только с глубокой данью уважения и приветствием, но и с личной безопасностью и общим благополучием. Соблюдая бдительность, мы инстинктивно, повышаем свою способность мгновенно реагировать на любые действия. Именно этот скрытый смысл этикета и позволяют нам соблюдать дисциплину и безопасность, сдерживать свою агрессию и выражать уважение, признательность, благодарность или сострадание.

Эти правила основываются на здравом смысле, хороших манерах и традициях Японии — родины современного каратэ, они одинаково выполняются всеми кто занимается каратэ. Хотя новички и младшие ученики, находясь в зале, вначале лишь копируют установленный ритуал, не понимая до конца смысл и значение этикета, зачастую применяя выборочно правила. Строгие требования к пониманию и применению этикета предъявляются к старшим ученикам, которые продемонстрировали своим упорством и трудом, что они следуют трудному и  жесткому пути традиционного Будо (武道).

Отношение к Этикету и Доджо характеризует отношение к каратэ в целом.

Поклоны в Доджо

Одним из самых важных пунктов при соблюдении этикета в Доджо является выполнение поклонов.picture

О поклонах необходимо знать следующее:

- Когда кланяются тому, кто с более высоким социальным статусом или старше вас, то поклон глубже и дольше, что подчеркивает уважение. Иногда поклон выполняется в положении на коленях; этот поклон иногда такой глубокий, что лоб касается пола. Собственно, чем глубже выполнен поклон, тем больше уважения высказывается.

- Иногда, в случае извинений и попрошайничества, опускаются вниз, как поклон во время Мусульманской молитвы, чтобы показать свое абсолютное подчинение или крайнее сожаление. Это называется Dogeza (土下座 «низкий поклон»). «Догеза», раньше считался обычным формальным, в основном для низших слоев населения Японии или для выражения раскаяния или глубочайшей просьбы, поклон. Сегодня это, в основном, рассматривается как неуважение к себе, поэтому этот поклон не используется в повседневной обстановке.

- Поклоны благодарности часто используют. Они следуют по тому же шаблону. Это называется «сайкейрей» (saikeirei 最敬礼), в буквальном смысле «Наиболее почтительный поклон». И наоборот, небольшой кивок головы обозначает формальное приветствие  «кейрей» (keirei): Этот поклон, в основном, используется для бизнеса.

Как уже было указано выше, выделяют два типа поклонов в зависимости от способа их проведения, это «ритсурей» или поклон стоя, и «дзарей», также известный как поклон из положения сидя на коленях.

При проведении поклона стоя (ритсурей) руки должны плавно немного скользить по бедрам, не стоит держать руки излишне напряженными или, наоборот, болтающимися, также не стоит хлопать ладонями по бедрам. Поклон выполняется плавно, обычно под углом 30 – 40 градусов, считая от вертикального положения тела. В самой низкой точке делается небольшая пауза, затем тело выпрямляется с той же скоростью. Во время выполнения поклона тело и голова должны оставаться в одной плоскости, иными словами не стоит кивать или задирать голову. Также распространенным заблуждением является утверждение, что при поклоне мастеру боевых искусств необходимо не сводить с него глаз, мотивируя это возможной атакой. Правильным будет поклон на надлежащей дистанции, так, чтобы вы могли видеть своего партнера периферическим зрением.

Как и любой другой пункт этикета, правила поклона из положения сидя (Дзарей) также имеет свои особенности и четкое обоснование. Во времена самураев, когда основным оружием был меч, который обычно носился слева, при выполнении поклона в знак почтения соперника очень важно было иметь возможность в любой момент выхватить для защиты свой меч. С данной целью Дзарей правильно выполняется следующим образом:

- Принимая положение сидя «Сэйдза», требуется сначала опуститься на левое колено, затем на правое, (ноги в коленях — полностью согнуты, колени слегка раздвинуты, носки вытянуты и скрещены, ягодицы опущены на пятки, руки положить на бедра ближе к паху, пальцы вовнутрь, локти широко не расставлять);picture

- Из этого положения  левая рука движется вниз к полу, а затем и правая, обе ладони к земле размещены примерно как «треугольник» или «ромб», образованный большими и указательными пальцами обеих рук. Поклон выполняется лбом, к «ромбу», расположенному примерно в 20-30см. от коленей. Следует следить, чтобы спина при поклоне оставалась ровной, и голова была в одной плоскости со спиной. В этом положении необходимо задержаться примерно 3-5 сек.,picture

- Подниматься из поклона в обратном порядке – плавно выпрямляемся, правая рука движется назад к бедру, затем левая, встаем с вертикальной спиной. Поднимается правое колено, затем левое.picture

Все это может показаться не нужным в наше время, однако в течение длительного периода междоусобных войн Японии, даже самая маленькая потеря бдительности и нарушение точности в позе или поведении было опасно.

«Осс»

Довольно часто в различных школах каратэ применяется слово «Осс». Существует несколько интерпретаций происхождения этого выражения, рассмотрим некоторые из них.

  • Наиболее распространенное толкование слова «Осс». Это сокращенное от «Охайо Годзаимасита» «Ohayo gozaimasu» (Доброе утро) – приветствие, используемое в военизированных подразделениях во время групповых построений, а также и во многих японских школах боевых искусств. (Ох-Го-Заи-Мас), (О-Го-Имас), (О-С-С). В литературном японском языке такого рода сокращения считаются нарушением этикета и являются представителями жаргонного языка, поэтому не стоит приветствовать обычного японца данным словом, однако в Доджо это выражение не только принятое приветствие учителю, залу, партнеру. Это и знак того, что вы понимаете, когда вам дают задание или исправляют ошибки. Это выражение благодарности, это знак готовности, это извинение, это ободряющий возглас для концентрации силы, терпения, упорства и воли.
  • Согласно Камерону Квинну, известному австралийскому каратисту, “это слово охватывает бесконечное множество значений, а в самом простом смысле означает «устойчивость под давлением». Это слово выражает философию каратэ. Хороший ученик, как ожидается, должен иметь «дух Осс», чтобы познать суть каратэ.
  • «Осс» в дословном переводе, означает “терпение, уважение и высокую оценку”. Чтобы развивать сильное тело и сильный дух, необходимо подвергнуться жёсткой тренировке, которую выдержать трудно. Каратэке приходится заставлять себя и “подталкивать” к тому, что он считает своим пределом. Ему хочется остановиться, но нужно бороться со своей слабостью и заставить себя победить. Чтобы сделать это, каратэка должен проявить упорство, волю, и, прежде всего, терпение. Это терпение и есть “Осс”. Причина, по которой каратэка подвергает себя жёстким тренировкам, заключается в том, что он заботится о самом себе. Такая забота есть признак того, что все каратэки уважают себя. Это самоуважение развивается и превращается в уважение к своему инструктору и товарищам. Когда каратэка входит в Доджо, он кланяется и говорит “Осс”. Это означает, что он уважает своё Доджо и своё время, которое он тратит на тренировки там. Это уважение есть “Осс”. Во время тренировки каратэка подбадривает себя и заставляет себя работать как можно больше. Когда он заканчивает тренировку, то он кланяется своему инструктору и своим товарищам и говорит “Осс” ещё раз. Он делает это из уважения к ним и из чувства признательности и благодарности. Это чувство — есть “Осс”. Таким образом, слово “Осс” — это очень важное слово в каратэ. Оно выражает терпение, уважение и признательность. Все, кто занимаются Каратэ, используют выражение  Осс (“Осу”), потому что оно напоминает им об этих важных качествах.
  • Петер Урбан, руководитель стиля Годзю США, который был учи-дэси в доме знаменитого мастера Ямагути (Годзюкай), утверждает, что именно Ямагучи Гогэн ввёл слово “Осу” в практику каратэ. Слово “Осу” было общим “паролем” для всех выпускников Императорских Военных Училищ, по которому они узнавали друг друга. Подобные “пароли” существуют во многих учебных заведениях. В зависимости от ситуации, слово “Осс” означает: “да, привет, прощай, держи удар, терпи”. Это — “внутреннее” слово.
  • Словосочетание «Осс» состоит из двух иероглифов, подобранных по фонетическому совпадению. «Оссу» и читается «Осс» (слово «Оссу» звук у в слоге «ссу» не произносится, поэтому в транскрипции «Оссу» пишется «осс».) Но, если бы эти два иероглифа были разделены, тогда их нужно было бы прочесть по куну — «Оситэ синобу» и перевести — «собраться с духом».

Однако стоит помнить, что не употребление, когда необходимо, или чересчур частое употребление данного слова, свидетельствует о его непонимании, что может негативно отразиться на отношении к Вам.

Порядок проведения тренировки

На тренировку надо приходить вовремя. Необходимо иметь чистую и выглаженную Форму каратэги. С собой иметь: шлёпанцы, полотенце, капу, защитное приспособление на пах, накладки для занятий на руки и, возможно, на ноги.

Подготовка к занятию начинается с раздевалки. Переодеваясь необходимо молча настраиваться на тренировку, тщательно завязывая все завязки на каратэги.

picture

При входе в зал и при выходе из него надо совершать церемониальный Поклон в сторону камидза или находящегося в зале инструктора. Поклон производится наклоном прямого корпуса, и головы, при этом раскрытые ладони с сомкнутыми пальцами должны быть плотно прижаты к бедрам, а локти к бокам. Во время поклона Вы должны видеть все пространство перед собой, опускание взгляда недопустимо. Если занятие ещё не началось, можно самостоятельно повторять ранее изученные упражнения.

При появлении в зале Сэнсэя (учителя), Семпай (старший ученик) или тот, кто первый увидит учителя, обязан принять стойку «Мусуби-Дачи» и громко подать команду «Ямэ! Маватэ!». «Сэнсэй ни рей!», по которой, все присутствующие должны встать, повернувшись в сторону вошедшего, и приветствовать учителя поклоном.

По распоряжению Сэнсэя, Сэмпай строит учеников в одну или несколько линий (шеренг), и после принятия учителем позиции «Дза-Дзен», отдаёт команду «Сейдза» (сесть). Начиная со старших по рангу учеников, все опускаются на колени в «Дза-Дзен». Затем следует команда «Мокусо» (закрыть глаза примерно на 4 — 6 сек. и сосредоточиться на предстоящем занятии). Перед началом занятий обычно применяют принцип «Мидзу-но-кокоро». (Дух подобен воде); — Сознание, подобное зеркальной глади озера, которое, без искажения отражает окружающий пейзаж, и в котором видно любые изменения и малейшие движения.

Сознание замутненное посторонними мыслями, разными эмоциями, нервозностью, страхом, агрессивностью, злобой или ненавистью — подобно поверхности воды, покрытой рябью, которая не может адекватно отражать происходящее на самом деле. Так ученики в этот момент должны отбросить все личные проблемы, беспокоящие их мысли и всецело настроиться на тренировку.

pictureПосле команды «Мокусо ямэ» (открыть глаза), Сэмпай отдаёт команду «Шомен ни рэй» и все молча совершают поклон «Дзарэй» в сторону «камидза» флагу или основателю школы (стиля) карате, которое практикуют в данном Доджо. Молча, потому что, в качестве «Шомена» чаще всего имеются ввиду неодушевленные символы флаги, святыни, в каратэ Шотокан – это портрет основателю стиля Гичину Фунакоши  (1868—1957гг), и так как нельзя им нельзя пожелать здоровья, то поклон в качестве памяти, почтения и уважения выполняется молча.

Затем Учитель поворачивается к ученикам и звучит команда «Сэнсэй ни рей!», все совершают поклон «Дзарэй» в сторону учителя и громко произносят «Осс».

pictureДальше, в некоторых клубах, выполняется команда «Сэмпай ни рэй» присутствующие приветствуют старших учеников и громко произносят «Осс», однако более распространенным является приветствие всех присутствующих в зале, по команде «Отагай ни рэй», отдаваемой старшим учеником, все совершают поклон «Дзарэй» и громко произносят «Осс»., учитель приветствует всех по этой команде легким поклоном или поклоном головы .

Сэнсэй встает и подает команду: «Киритцу» (Встать), Начиная со старших по рангу учеников, все поднимаются в стойку «Мусуби Дачи» и выполняют поклон, стоя «Рицурэй!».picture

Затем под руководством Сэнсэя или Сэмпая проводится разминка иногда это динамическая разминка во время бега вокруг зала, или каратэки строятся в Доджо и проводится разминка и растяжка на месте, после построения. После интенсивных движений необходимо постепенно переходить к менее интенсивным, не стоит резко останавливаться и полностью расслабляться, для этого существуют упражнения для восстановления дыхания Нагаре(Восстановительное дыхание без напряжения мышц). Ибуки (это жёсткое, силовое дыхание, назначение которого — максимальная концентрация бойца).

После упражнений на Гибкость – выполняются упражнения (махи) на скорость и амплитуду (каждый последующий мах выполняется быстрее и амплитуднее предыдущего, а 5 или 10 выполняется с криком «Киай»).

После разминки Сэнсэй или Семпай подает команду «Сейретцу» (строиться) или построение выполняется по команде «Доджо» (Зал).

Все команды выполняются моментально. По этой команде, бегом, обычно те кто пониже, становятся по рангу  в первую шеренгу, за ними кто выше, за теми- кто еще выше… (Для того, чтобы с меньшим ростом, была возможность лучше видеть и слышать информацию от учителя, но спортсмены с более высоким рангом становятся правее от остальных.

После команд Сэнсэя, все ученики, громко произносят: «Осс!», если задание не понятно, то кто не понял, может поднять руку, и задание будет растолковано.

Основными формами тренировки является выполнение «Кихон»«Ката» и «Кумитэ». 

Кихон (基本  – это базовая техника, это стойки, удары, блоки, передвижения;) Ката (型 —это поединок с условными воображаемыми противниками с выполнением в определенной последовательности движений, включающих в себя основную технику, тактику и стратегию конкретного стиля боевых искусств. Аналогично таолу в ушу и пумсэ в тхэквондо. В Ката, кроме схемы и правильной техники изучается Бункай (分解) — анализ;  оё (応用 о:ё:) — применение; хэнка (変化) — вариации; какуси (隠し) — скрытность и используется в качестве эталонного образца техники карате для подражания и изучения) и   Кумитэ (組み手— тренировка в паре; делится на обусловленный поединок и свободный бой (дзию-кумитэ);

Все это так же регламентировано и потому требует соблюдения определенных правил. Боевые стойки и развороты, выполняются очень быстро и резко с криком «Киай». После команды «Хаджимэ«, резко принимая положение боевой готовности (Камаэ), стремительно двигайтесь навстречу противнику. Никогда не кланяйтесь после команды «Хаджимэ»не отводите взгляда от соперника и не отворачивайте голову, даже если слышите советы или замечания Сэнсэя.

Ученики должны отдать все силы для того, чтобы тренировка прошла результативно и эффективно, как этого требует сэнсэй или сэмпай.

Все их команды должны выполняться без обсуждения и промедления. На замечания сэнсэя или сэмпая ученик должен реагировать сразу и кивком головы или поклоном дать понять, что замечание учтено. Во время работы с партнером необходимо не забывать о ритуальных поклонах, до совместного выполнения упражнений и после, а во время Кумитэ использовать принципы каратэ:

- «Мидзу-но-кокоро» и «Цуки-но-кокоро». (Дух подобен Луне); — Сознание охватывает окружающий мир равномерно, без фокусировки внимания на отдельном предмете, подобно лунному свету, равномерно освещающему ночную землю. Этот принцип применяется к, восприятию противника, он не должен восприниматься отдельно от окружающей обстановки, а периферийное зрение замечает малейшие движения и изменения. Смотреть только на руки или на ноги, а тем более на предмет в руке противника чрезвычайно опасно, и тем более смотреть сфокусированным взглядом. Только рассеянный, не сфокусированный взгляд позволяет своевременно определить начало движения противника.

Не демонстрируйте свой дискомфорт, в случае получения вами травмы. И если травмирован противник, оставайтесь стоять перед ним сохраняя положение готовности «Йой». Не становитесь на колени и никогда не поворачивайтесь спиной к Вашему противнику!picture

По общей команде «Ямэ» всем в Доджо необходимо прекратить активные действия и спокойно , подтянув  к себе переднюю ногу, принять позицию «Йой» (стойка внимания «Хэйко Дачи») или вернуться на исходную позицию в Доджо. Никогда не поворачивайтесь спиной к противнику, чтобы не происходило на татами!

После напряженных действий или многократных повторений заданий, иногда дается команда «Ясумэ». После этой команды можно немного расслабиться, вытереться полотенцем, выпить мелкими глотками немного принесенной с собой чистой питьевой воды (без газа), с разрешения Сэнсэя , выйти ненадолго в туалет присесть,  в приличной позе, на пол (на стулья и скамейки садиться каратэкам во время занятий запрещается). По команде «Йой» (внимание), всем быстро приготовиться и занять свои исходные позиции.

Если ученик по какой-либо уважительной причине опоздал, он самостоятельно, после поклона Доджо, принимает позицию «Сейдза» «Дзадзен» и ждет от учителя разрешения приступить к занятиям. Он может просидеть и до конца занятий, так и не получив разрешение присоединиться, но это бывает в том случае, если опоздание становиться привычкой, или с целью воспитания, кода причина опоздания неуважительная. Обычно, если занятия в «разгаре», опоздавшему предлагается выполнить определенное количество силовых упражнений, для подготовки мышц и сердечно-сосудистой системы, после чего, опоздавший, выполняет всю церемонию приветствия и после небольшой самостоятельной разминки приступает к выполнению задания и в конце после поклона просит разрешения присоединиться к остальным ученикам.

pictureВ случае необходимости  покинуть Доджо раньше окончания занятий ученик должен заранее предупредить учителя и с поклоном обратиться к учителю в нужное время, а после получения разрешения, поклониться учителю, затем при выходе – поклониться Доджо и покинуть зал не привлекая к себе особого внимания

В туалет необходимо ходить до начала занятий, но если возникает крайняя необходимость, то ученик поднимает руку и спрашивает разрешения выйти у Сэнсэя, а после получения разрешения выполняет поклон Сэнсэю и поклон Доджо при выходе из зала. Войдя в зал после выхода из него, необходимо выполнить следующую процедуру: — Поклониться при входе в Доджо и поднять руку, чтобы привлечь к себе внимание, затем получив разрешение Сэнсэя, поклониться с «Осс» и присоединиться к группе чтобы продолжить занятия.

После завершения занятий, церемония повторяется в той же последовательности, только после команды «Мокусо» ученики закрыв глаза должны выйти из состояния погружения в тренировку. Необходимо восстановить дыхание, успокоиться и постараться вспомнить пройденный материал, замечания и советы.

Существует ряд строгих обязательных требований, которые в Доджо должны выполнять исключительно ВСЕ! Некоторые из них касаются даже тех, кто не занимается каратэ.

 

То, что всем запрещается делать в Доджо:

  • входить посторонним в зал, во время проведения занятий;
  • своими действиями отвлекать или мешать проведению занятий (задавать вопросы и громко разговаривать в коридоре, разговаривать по телефону);
  • сквернословить и вести себя неприлично;
  • курить возле входа и в зале;
  • приходить в зал после употребления спиртных напитков (подвыпивши), распивать возле зала и заносить в зал спиртные напитки и пиво;
  • проходить посторонним в место проведения занятий, без разрешения преподавателя;
  • входить в зал в повседневной обуви и верхней одежде (пальто, куртка, т.д.).;
  • мужчинам находиться в помещении и в Доджо в головных уборах;
  • приходить в Доджо со жвачкой во рту;
  • сорить и портить имущество;
  • брать и трогать, без разрешения, чужие вещи;
  • использовать экипировку и др. вещи не по назначению (бросать экипировку,  неуважительно и небрежно относиться к одежде, использовать одежду вместо тряпки и т.д.);
  • иметь неопрятный вид;
  • Нельзя употреблять пищу, есть конфеты, сладости, мороженное или др.  в Доджо (кроме особых ситуаций);

То, что каратекам запрещается делать в Доджо:

  • Нельзя приходить на тренировку неготовым к занятиям
  • Нельзя не выполнять поклон, при входе в Доджо или покидая его;
  • Нельзя, без предварительного согласия инструктора, приглашать кого-либо в Доджо. (Это  серьезное нарушение этики каратэ-до, и может повлечь за собой исключение из учеников);
  • Нельзя  относиться к другим  без уважения;
  • Проявлять неуважение к учителю, пререкаться с ним, отвлекаться в момент объяснения, слушая объяснение стоять, скрестив руки или положив их на бёдра
  • Нельзя  вести себя не надлежащим образом в Доджо и за его пределами;
  • Нельзя входить в зал, после прихода инструктора, и без его разрешения, приступать к занятиям. Желательно приходить до прихода в зал инструктора, а выходить из него – после его ухода. Изменение такого порядка допускается только в некоторых исключительных случаях. (например, если в подряд занимаются несколько  групп и т.д.).
  • Нельзя приходить на занятия с длинными ногтями на руках и ногах, они должны быть коротко подстрижены, а волосы аккуратно уложены и не мешать зрению. У девушек, если волосы длинные, необходимо собрать их в «хвостик» и перетянуть резинкой или связать.
  • Нельзя небрежно относиться к своей одежде, внешнему виду, к любым окружающим предметам и т.д.;
  • Нельзя самостоятельно, без разрешения и страховки выполнять акробатические упражнения, или упражнения на спортивных снарядах, или со штангой и т.д.;
  • Нельзя без разминки выполнять в полную силу любые упражнения;
  • Нельзя без подготовки и разминки выполнять в полную силу удары по снарядам (мешкам, грушам и макиварам);
  • Нельзя причинять вред своим товарищам по занятиям при отработке приёмов;
  • Нельзя ученику с большим опытом или с большей силой демонстрировать свое превосходство вс превышением силы и контакта ученикам с меньшим опытом или с меньшей силой(или юношам против девушек). Технику и эмоции необходимо контролировать;
  • Нельзя ученикам с нижним рангом приглашать для совместной работы в парах учеников с большим рангом, или отказываться от работы в парах, если приглашает ученик с более высоким рангом;
  • Нельзя во время работы с партнером, убегать, отворачиваться, отступать за пределы татами с целью избежать контакта с противником (если это не является тактическим действием). Заступ за пределы татами можно сравнить с падением в пропасть на ограниченной боевой площадке.
  • Нельзя быть чересчур самоуверенным, в каратэ нет места самомнению.
  • Не стоит относиться невнимательно и нестарательно к информации и упражнениям, которые вам известны, каждый раз необходимо воспринимать все, как будто вы с этим знакомитесь впервые;
  • Нельзя выражать свои эмоции каким-либо образом. Этим вы проявляете свое неуважение к противнику, к судье (на соревнованиях), к каратэ в целом;
  • Никогда не подвергайте сомнению решение Сэнсэя или судьи (на соревнованиях, все вопросы должен решать Ваш представитель); В Доджо, если вы с чем-то не согласны, вы можете обсудить непонятные вопросы после занятий или в перерыве, не привлекая к обсуждению всеобщее внимание;
  • Нельзя во время занятий разговаривать со своими партнерами!- Закончив совместные упражнения или поединок, вы должны сделать поклон (Рэйги), рукопожатие не является частью Этикета Каратэ.
  • Нельзя давать оценку другим мастерам, тренерам, клубам. Это считается крайней степенью неуважения к Каратэ, и вообще к любому боевому искусству. Обсуждение (критика) уровня мастерства того или иного стиля, клуба, учителя, особенно в присутствии младших учеников или посторонних, (заочное обсуждение) вне присутствия обсуждаемого, считается низостью и интриганством. Если в Армии допускается обсуждение генерала лейтенантом или прапорщиком, а тем более в присутствии рядового состава, то такой Армии очень скоро приходит конец. Боевое Искусство, как и Армия, держатся на Дисциплине и глубоком понимании Долга и Чести!
  • Нельзя забывать, что Кю и Даны – это такие же звания как погоны в любой Армии и в Доджо существует строгая субординация, задания по занятию старших учеников обсуждению младшими не подлежат.
  • Нельзя задавать вопросы, когда учитель дает объяснения, задание или исправляет ошибки.
  • Нельзя  спрашивать разрешения выйти из зала посредине выполнения Ката или Кумитэ. (Необходимо дождаться удобного момента и после обратиться к Сэнсэю)
Календарь событий
Записаться
Дата рождения
Отправить