Напутствие
"Никогда не забывай о своих сильных и слабых сторонах, ограничениях своего тела и относительности качества своей техники."
Мы в социальных сетях

Буси До

Bushido

Буси До́ (Буши До; анг. Bushi Do; яп. 武士道) — «путь воина».

В переводе 武士«Буси» — воин, самурай; «до» — путь, учение, способ, средство. Кроме этого, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что соответствует классической философии и традиции Китая, где понятие «путь» является этической нормой (дао-дэ).

Таким образом, Буси До это свод правил и норм поведения, который является аналогом кодекса чести рыцаря в средневековой Европе. Буси До́ это — самурайская мораль», «добродетель», «морально этический кодекс истинного, идеального воина в средневековой Японии, который базируется на учении Дзэн (Zen), и предназначен, чтобы помочь самураю справляться со своим характером, понимать вселенную, свой ум через опыт и практику, приобрести силу через самообладание и мудрость!»

Кодекс Буси До требовал от воина безусловного подчинения своему господину и признания военного дела единственным занятием, достойным самурая.

Принципы Буси До не были объединены в специальный свод правил и не были специально изложены ни в одном литературном памятнике старых времён, однако они отражались в повестях и легендах, а позже в произведениях, где на примере поступков и действий, рассказывалось о верности вассалов своему сюзерену, о презрении к смерти, мужестве и стойкости самураев.

Кодекс появился в период XI—XIV веков. Сразу после прихода к власти Сёгуна Токугава Иэясу по его указанию было составлено «БУКЭ ШО ХАТТО»  («武家» “BUKE” Воинское дворянство, знать, величие); («初発刀» “SHO HATTO” Руководство, описание, правила»), определявшее нормы поведения самурая на службе и в личной жизни. Следующим сочинением, посвящённым воспеванию кодекса Буси До, было описание в двадцати томах подвигов князя Такэда Сингэна, авторы: Косака Дандзё Нобумаса и Обата Кагэнори.

В 1701 году глава древнего клана Сога, ведущего свою историю от эпохи Нара (710 – 784гг.), Асано Наганори в замке сёгунов Эдо был оскорблен вельможей.

Глава одного из древнейших и могущественнейших самурайских кланов, не стерпев нанесенной обиды, защищая свою честь оружием, нанес обидчику несколько тяжелых ранений. Однако по существующим законам его приговорили к смерти через сэппуку – ритуальное самоубийство, известное как харакири.

За Наганори отомстили преданные своему господину 47 верных ему самураев, чтя кодекс чести Буси До и выше всего почитающие верность, честь и смелость. Они подняли восстание и убили обидчика своего сюзерена, а затем лишили себя жизни через сэппуку.

В ночь перед исполнением приговора Наганори написал стихотворение танка, ставшее одним из известных шедевров самурайской литературы.

Под порывом весеннего ветра

Цветы опадают

Я еще легче с жизнью прощаюсь.

И все же, почему?

Итиюсай Куниёси из школы Утагава в 1840-х и 1850-х, мастер изображений воинов, создал две серии гравюр о подвиге сорока семи самураев клана Сога – «Жизнеописание преданных и верных вассалов» и «Зеркало преданных вассалов», ставшие классикой японского изобразительного искусства. Беспрецедентная преданность и верность сорока семи самураев, потрясшая Японию, стала классической историей для японской культуры и не раз потом упоминалось в литературных и художественных произведениях. По этим событиям была написана популярнейшая пьеса для театра Кабуки.

Позднее была создана работа Дайдодзи Юдзана (1639 — 1730) «Начальные основы воинских искусств» (初心守Budo Shoshin Shu) «Будо Сё Син Сю» (буквально: – повиновение (руководство) формирования мнения (сознания) новичков в воинских искусствах).

В 1716г. вышли 11 томов книги «Сокрытое в листве» («Хагакурэ»), ставшей «священным писанием Буси – До”.

Буси До даже нельзя назвать учением в прямом смысле, это, скорее, одна из форм выражения феодальной идеологии, это особая мораль, выработанная сословием воинов, входивших в господствующий класс Японии, которая представляла собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения самураев, способов воспитания самурайской молодёжи, создания и укрепления определённых нравственных качеств и отношений.

Чётко и довольно вразумительно требования Буси До сформулированы в «Будо Сё Син Сю » Дайдодзи Юдзана:

  • · «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
  • · К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
  • · Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
  • · Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
  • · В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
  • · Уважать правило «дерева» (ствола и ветвей). Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.
  • · Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
  • · На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
  • · Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетелисамурая.
  • · Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
  • · Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
  • · Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
  • · Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
  • · Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
  • · Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
  • · Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник».

Представления о чести в разные эпохи отличалось, например, во время войны Гэмпэй полагалось перед поединком громко прокричать своё имя, подвиги предков и прочую родословную и сражения нередко походили на дуэли: Один — на — Один, полагаясь на искусство первого удара — Иай-Дзюцу, а во времена Сэнгоку вполне нормальным было нападение без всякого предупреждения и даже вне поле боя напасть втроём на одного считалось вполне нормальным. 

Бусидо никогда не фиксировался в виде официального документа. Так назывался набор правил, выполнение которых было естественным и закономерным для воинов — не только ронинов и асигару, но и сёгуна и даймё.

Анализ Bushido позволяет сделать выводы:

Бусидо основан на семи важных достоинствах и принципах:

1. Seigi: правильное решение и прямота

2. Yuki: Храбрость и героизм

3. Jin: Сострадание и благосклонность ко всем

4. Reigi: Любезность и правильное действие

5. Makoto: Правдивость и чрезвычайная искренность

6. Meiyo: Честь и слава

7.Chugi: Преданность и лояльность

1. Rectitude (Sei) — сущность, дух, чистота; (Gi): нравственность, добродетель, правильное решение, справедливость и прямота

2. Courage (Yu)- храбрость(до жестокости), мужество, бесстрашие, отвага и героизм; (Ki) – дух, энергия, воздух

3. Benevolence (Jin) Сострадание, доброжелательность, гуманность, доброта и благосклонность ко всем

4. Respect (Rei Gi): Любезность, признание, почтение, поклон, манеры, уважение, традиции, учтивость и правильное действие, справедливость и прямота, доброжелательное, джентльменское, с хорошими манерами, вежливость и скромность.

5. Honesty (Makoto or  shin?): Общая правдивость и чрезвычайная искренность, которая требует чистого мнения, свободного от давления событий, целомудрие и чистота

6. Honour, Glory (Meiyo: 名誉) Известность, популярность, честь и слава

7. Loyalty (Chu  Gi:)  Верность, преданность и лояльность

  • Filial piety (?) Сыновнее благочестие, почтительность
  • Wisdom (, chi?) Мудрость
  • Care for the aged (tei?) Забота о стариках

В целом кодекс Буси-до сводится к пяти ключевым установкам, повторяющим и поясняющим основные догмы конфуцианской морали

1. ВЕРНОСТЬ

  • Верность государю и любовь к отечеству

Верноподданный должен гореть искренним чувством почитания государя и чувством патриотизма, не иметь частных интересов.

  • Любовь к родителям и привязанность к братьям друзьям, соратникам, выбранному делу, увлечению

Следует почитать своих предков, любить родственников и детей.

  • Усердие в труде, в занятиях, в увлечениях, усердие и старание во всех делах и начинаниях

Следует быть усердным и прилежным, иметь чувство ответственности.

2. ВЕЖЛИВОСТЬ

  • Уважение и любовь к Учителю, к родителям, к старшим, к соратникам и друзьям.

Следует уважать и почитать вышестоящих, служить им с искренностью и быть дружным с собратьями по оружию.

  • Скромность везде и во всех поступках

Не следует кичиться своими заслугами и хвастаться своими способностями.

  • Утонченность в понимании текущих и глобальных задач, терпение и учтивость всегда и во всем

Следует быть любезным и элегантным, любить книги и изящные искусства, быть великодушным, уметь чутко относиться к чужим чувствам.

3. МУЖЕСТВО

  • Храбрость в поступках, но не безрассудство, умение, при необходимости, преодолеть страх для решения основных задач

Следует быть храбрым в исполнении долга и смелым в опасности, уметь действовать в трудной обстановке.

  • Твердость и хладнокровие при выполнении принятого решения

Следует быть отважным и невозмутимым, никогда не поддаваясь страху.

  • Терпеливость настойчивость и выносливость, последовательность для достижении успеха и движения к намеченной цели

Следует побеждать свои чувства, пренебрегать своими интересами, быть терпеливым в нужде и лишениях, быть стойким и выносливым, стараться достигнуть цели, преодолевая все затруднения.

  • Находчивость сообразительность для решения любых возникших задач и трудностей, преодоление эмоций: гнева и радости, отчаяния и безрассудства, бездействия и суеты

Следует быть сообразительным, проявлять смекалку, обладать предприимчивостью и инициативой в любых трудных случаях, уметь верно рассчитать момент для действия.

4. ПРАВДИВОСТЬ

  • Прямота и искренность перед самим собой, в отношении к Учителю, к родителям, к соратникам и друзьям

Следует выполнять обещания, быть верным слову, ненавидеть хитрость и раболепство, твердо следовать своим убеждениям.

  • Честь

Следует всегда дорожить своей честью и авторитетом.

  • Справедливость всегда и во всем

Следует всегда уметь отличать личное от общего, понимать, что соответствует принципам нравственности.

5. ПРОСТОТА

  • Простота и отзывчивость, добродетельность и добродушие во всех поступках

Не подобает гнаться за роскошью, следует избегать бесполезных трат.

  • Скромность, достоинство, честь и чистота в помыслах, в поступках, во всём всегда и везде

Не подобает гнаться за дутой славой. Следует во всем соблюдать простоту и умеренность, не быть тщеславным.

СИН-ГИ-ТАИ

«ШИН» («СИН», «СЕЙ») означает «разум»,

«ДЖИ»(«ГИ», «ДЗИН») — «техника»,

«ТАИ»(«КАЙ») — «тело».

Целью воинских искусств является совершенствование и развитие личности. Таким образом, все три аспекта: разум(дух), техника и тело важно и необходимо тренировать вместе. В процессе совершенствования, все три аспекта должны развиваться в гармонии. Для достижения правильной техники требуются: — гибкость; — сила; — выносливость; — умение напрягать и расслаблять мышцы; — координация; — чувство баланса; — интуиция; — концентрация и т. п., положительное отношение (СЭН) и хороший этикет (РЭИ) являются тренировкой ума и помогают укреплять характер. МОКУСО (медитация с закрытыми глазами) является идеальным дополнительным упражнением для успокоения разума и увеличения уровня концентрации.

Занятия каратэ развивают эти качества. Объединение этих трех аспектов в тренировках является уникальной практикой воинских искусствах

КИ-КЕН-ТАИ-НО-ИТЧИ

«Объединение в одно целое Ки (духа),

Кен (кулака, техники) и Таи (тела).»

Правильная техника — это та, при которой вы полностью используете тело для достижения максимального эффекта с минимальным усилием, при этом, не забывая о защите. Техника каратэ должна выполняться с полной концентрацией и полным вложением силы и с сильным духом. Вы не сможете добиться успеха без отдачи. В нужный момент, вы решительно, без колебаний и страха,  выполняете движения В этом и есть главная особенность духа БУ ДО (воинских искусств).

БУМБУ-РИОДО

«Необходимо совмещать изучение общих наук

и изучение воинских искусств.»

«Знания без силы не могут быть положены в практику, а сила без знаний не может быть использована конструктивно».

Самураи, как господствующий класс в Японии, хотели быть хорошими воинами и обладать широкими знаниями. С детства они изучали классику, занимались каллиграфией и т. п., и практиковались в воинских искусствах. Известны самураи и как художники, и как музыканты. В музеях Японии хранятся великолепные произведения многих знаменитых самураев.

В наше время задачей воинских искусств является развитие совершенной личности. Благодаря правильному и настойчивому обучению параллельно развивается боевая сноровка, сильное тело, сильный характер, позитивное отношение и уважение к другим. Вы должны быть здоровым, умным и здравомыслящим. Для этого необходимо расширять свой кругозор и изучать общие науки.

ДО «Путь»

空手道»КАРАТЭ-ДО» — это правильное название каратэ («путь пустой руки»).

Многие японские воинские искусства имеют в названии суффикс — «До«, например: «КЕН-ДО», «ДЗЮ-ДО», «КЮ-ДО», «ДЖО-ДО», «АЙКИ-ДО», КАРАТЭ-ДО.

«ДО» — «путь» или «тропа» — выражает идею следования к цели, путешествия или паломничеству, с вовлечением духа и разума, долгосрочному обучению. Следование этому пути есть постоянное испытание личных качеств, но оно, с точки зрения физического и умственного благополучия, может давать много дополнительных возможностей и преимуществ.

Суффикс -«ДО» служит для подчеркивания того, что целью практики воинских искусств является как умственное и духовное, так и техническое и физическое развитие. Иногда возможно достигнуть духовного осознания и просветления в результате ритмических тяжелых тренировок в разных видах спорта, но это скорее, побочный результат, а не поставленная цель.

Основное и уникальное для совершенствования в Каратэ-до – гармония духа и тела.

Необходимо изучить правильную технику Каратэ-до. Не стоит ожидать мгновенных результатов, необходимо правильное понимание и отношение к обучению. Изучение правильных движений является лишь началом, а не вершиной. После, необходимо заниматься в течение длительного времени, и через практику, возможно, постепенно развить внутреннее понимание искусства Каратэ-до. Этот процесс приобретения высокого умственного, физического и духовного уровня и есть путь — «До«.

Множество людей имеет ошибочное представление о каратэ. Каратэ-до, на самом деле это не только «спорт», это нечто другое, в сравнении с большинством других видов спорта это искусство – это «школа жизни», трудно представить себе физический аспект отдельно от умственной дисциплины.

picture道場     «ДОДЖО-КУН« (Девиз доджо)

ДО ДЖО — это тренировочный зал, буквально означает «место для изучения пути» и происходит от названия тренировочных залов буддийских монахов, в которых они медитировали и учились. Ученики, серьезно изучающие воинские искусства, всегда должны платить правильным отношением, уважением, трудолюбием, порядочностью, верностью, преданностью к своей школе, учителям, доджо, .

«ДОДЖО-КУН» — это девиз доджо или моральный кодекс, напоминающий ученикам о важности моральных принципов. Каждая школа или доджо имеют свой собственный ДОДЖО-КУН. Ниже приведен ДОДЖО-КУН мастера Чоджиро Тани, основателя Тани-ха Шито-рю. В сравнении с другими, его ДОДЖО-КУН прост и ясен:

РЭЙГИ                     ЭТИКЕТ,                  

СОНКЕЙ         «УВАЖЕНИЕ»,

НИНТАЙ         «УПОРСТВО»,

ДОРИЕКУ      «БОРЬБА»,

СО 30               «ТВОРЧЕСТВО»,

ЮКИ                «ОТВАГА».

Достоинство и уважение к другим, благодарность и порядочность, уважение к окружающим предметам и месту обучения, стойкость и упорство, целеустремленность и работоспособность(трудолюбие) – обязательные условия для тех, кто занимается Каратэ, необходимые для социальной гармонии:. Теория, философия и практика обучения неприменно используются в повседневной жизни.

Подготовка в каратэ базируется на трех основных техниках:

  • кихон (基本) — тренировка основ (стойки и передвижение), базовая техника (блоки и удары);
  • кумитэ (組み手) — Кумитэ́ (яп. 組手, букв. «переплетённые руки») — спарринг; Тренировка в паре с партнером на 5 шагов(гохон кумитэ), на 3 шага(санбон кумитэ), на 1 шаг(иппон кумитэ), полусвободный поединок на один шаг(дзию –иппон кумитэ), обусловленный поединок(якусоку кумитэ, кайэши кумитэ, жаппо кумитэ и др.), и свободный бой (дзию-кумитэ, шиай кумитэ);
  • ката () — формальные упражнения.

Четыре элемента ката:

  • бункай (分解) — анализ;
  • оё (応用 о:ё:) — применение;
  • хэнка (変化) — вариации;
  • какуси (隠し) — скрытность.

残心 «ЗАНШИН» -боевой дух

«Zanshin» является термином, используемым в японских боевых искусствах. Это состояние понимания окружающей действительности, — состояние смягченной настороженности. Буквально переведенный, это составлено из двух частей: zan  (остается) и shin  (сердце или дух). Обычная интерпретация этого значения, «оставаясь духом», другое значение – “сдержанность ума”. Иногда «Заншин» дают свободное определение “боевой дух”, «боеготовность» или слов подобного значения.

Каратэка никогда не позволяет себе расслабиться, чтоб не контролировать свою защиту, а удары всегда должен наносить в нужный момент без отсрочки, без колебаний и без убеждений, не сдерживая своё сознание. После победы над противником, нельзя терять бдительность и сосредоточенности и позволять своему сознанию где то блуждать, необходимо “удерживать” или “сохранять” своё состояние ума и поддерживать боеготовность. Малодушие вызывает внутренние запреты, не позволяющие преодолеть психологические и физические трудности и препятствия, все это сдерживает реакцию, силу и скорость выполняемых действий, теряется контроль за дыханием и следовательно это сказывается на выносливости и психологическом состоянии.

В некоторых военных искусствах «Заншин» относится к определенному положению тела после того, как выполнена техника. Например в Kyudo, это означает оставшееся положение тела после того, как выпущена стрела из лука, а в Kendo Заншин — длительное состояние живости ума и физической готовности немедленно напасть или ответить на встречное нападение противником.

Положение тела, интонация и тембр голоса, выполняемые движения, все это отражают более высокое значение Заншин, которое является умственным и психологическим аспектом поддерживаемого состояния духа и тела каратэка, перед, в течение, и после выполнения действия.

В Budo под Заншин понимают внимание и готовность продолжать борьбу для достижения окончательного успеха. Практика Заншин значит: – не оставлять без бдительного контроля противника, даже если вы полагаете, что выиграли; Сохранять безопасную дистанцию и готовность (Shisei), позволяющую выполнять необходимые действия в нужный момент; Оставаться бдительным и сосредоточенным и обязательно учитывать взгляд и направление куда смотрят; Современные спортсмены часто принимают выражение лица, как бы “надевают маску”, чтобы запугать противников. Некоторые практикуют такой метод: — впиваются взглядом в своих противников до и после того, как техника закончена, и думают, что это — Заншин.

Японцы называют Заншин «всевидящее сознание» (как Луна). Это значит состояние полного равнодушного внимания, которое позволяет оценить ситуацию не только глазами, но и интуитивного восприятия предстоящих событий, где исключаются эмоции: – ненависть, ярость или страх.

Если слишком долго собирается, чтобы действовать, не принимать на себя риска опасности, стремится быть чрезмерно осторожным в отношении намерения противника и постоянно пытается сохранять свою безопасность, то это не приводит к боеспособности. Когда вы всё время пытаетесь сохранить себя в безопасности, то вы проиграете. Победа приходит только тогда, когда вы принимаете на себя риск действовать, принимая риск возможного поражения.

Понятия “удерживать свой ум” и “не удерживать свой ум” кажутся противоречивыми. Но суть заключается в том, что если вы атакуете “не сдерживая сознание”, то ум сдерживает себя сам после атаки и вы остаётесь бдительными. Состояние боеготовности с Заншин остаётся всё время без каких-либо особых или видимых усилий.

Заншин — состоит из нескольких основных компонентов, которые являются необходимыми для надлежащей практики Каратэ. — Shisei (Шисей) — положение; Metsuke (Метсуке) — контроль{управление} глазами; Ма аi (Маай) – расстояние обязательства; Kiai (Киай) – крик, сосредоточенная энергия); и Ki musubi (Ки Мусоби) – связь); Anzan Hoshin (Анзан Хошин) –  без колебания;

Kime (Кимэ) – решаительные действия с концентрацией всех необходимых мышц; Riai (Риай) – сущность техники; и Kanken (Канкен) – интуиция/понимание;

Натуральная победа” означает поразить(Setsu) “Сетсу” (изменяющийся ритм.), — его сущность поясняет выражение: — “Существует такая победа, в которой заключается поражение и существует такое поражение, в котором заключается победа». Если человек поражает “Сетсу”, то он должен побеждать в каждой битве.

Неоюходимо практиковаться и приложить максимум усилий для того, чтобы достичь состояния искусства Заншин и применять учения будо в своей повседневной жизни, возможно, это является одной из самыхй важных ценностей в практике Каратэ. Все, чему можно научиться в Каратэ можно с успехом применять в повседневной жизни в быту и в бизнесе, это: — достоинство и уважение, верность и честь, отвага и решительность, целеустремленность и упорство, смелость и мужество, усилие и расслабление, творческая способность и иррационализм (предвидение, интуиция), чувство дистанции (Ма-Аi) и согласованность действий (Ма), соблюдение стратегических принципов чистоты сознания и сдерживание эмоций (Мидзу Но Кокоро  и Цуки Но Кокоро), действия на опережение и постоянная бдительность…

Заншин — легко видеть в других, но трудный обнаружить и воспитывать в себе, в повседневной жизни означает, что всё начатое необходимо заканчивать надлежащим образом, необходимо быть осторожным и после законченного дела. В Японском военно-морском флоте было учение о “5 минутах готовности до начала любого дела”, то есть хорошее применение в повседневной жизни стратегического принципа Сен – (означающего немедленные действия при благоприятных условиях), и «5 контрольных вопросах самому себе»:

1. Был ли я искренним?

2. Были ли честными мои слова и действия?

3. Был ли я достаточно энергичным?

4. Достаточно ли я применил усилий?

5. Был ли я ленивым?

Это является очень хорошей практикой Заншин и большинство Каратэка «пробуют» развить эти качества меняя Fudoshin (неподвижное мнение) иMushin (отсутствие разума), на Zanshin,!

Календарь событий
Записаться
Дата рождения
Отправить